Фронтовые дороги Федора Ванеева

Ген памяти

В журналистской практике нередко бывает, что интересная тема возникает случайно. И там, где ее совсем не ожидаешь. Идя на встречу с начальником управления Следственного комитета по Гомельской области Сергеем Паско, я никак не планировала, что наш разговор пойдет... о минувшей войне. Причиной такого поворота стал черно-белый портрет красноармейца фронтовых 40-х на столе у полковника юстиции. Подумалось, что история этой фотографии может оказаться интересной и для наших читателей.

ФОТО ВИОЛЕТТЫ ДРАЛЮК.

— На снимке — мой дед по материнской линии Федор Зиновьевич Ванеев. Он воевал на Северо–Западном фронте, потом на 3–м Белорусском. Восточная Пруссия, Кенигсберг, Парад Победы в Москве... К сожалению, он рано умер. Ему было всего 50. Через десятилетия сказалось тяжелое ранение, которое он получил на фронте. Но в семье о нем хранят память. Награды, документы, фото. И многое из того, о чем, по словам близких, Федор Зиновьевич не любил рассказывать, сейчас наполняется подробностями благодаря доступности архивных документов, с которых снят гриф «Секретно».

В рамке для фотографий, стоящей рядом с портретом, натянута ткань, на ней — награды. Потемневшая, будто прорубцованная, медаль «За отвагу». Хочется коснуться. Но не решаюсь. Сергей Мирославович ловит мой взгляд:

— Специально не реставрировал. Когда начинают обновлять, переклеивать — совсем другое ощущение. Все это имеет свою ценность именно в таком виде... Дед родом из Костромской области России. Настоящая крестьянская семья — большая. Девять детей. Из них четверо вместе с отцом воевали во время Великой Отечественной войны. Деда призвали через месяц, как исполнилось 18 лет — с декабря 1942 года. Сначала прошел в Иркутске курсы подготовки на минера и сапера. А после — на фронт.

Советские бойцы ведут уличный бой на окраине Кенигсберга. 3-й Белорусский фронт.

Вместе просматриваем карту боевого пути и наградные листы. Август 1943–го. Наступательные бои на Северо–Западном фронте. Балтийское направление: «Ванеев показал себя бесстрашным и находчивым бойцом в атаке вражеских укреплений. Первым приблизился к проволочным заграждениям, уничтожая немцев из снайперской винтовки. Будучи легко раненным, не оставил поля боя. Находясь под подбитым танком, храбро отражал атаки немцев, забрасывая их гранатами... Когда во взводе оставались единицы бойцов, они бесстрашно с командиром взвода подпустили немцев вплотную и забросали гранатами». За этот бой 18–летний красноармеец Федор Ванеев был удостоен своей первой награды — медали «За отвагу».

В октябре 1943 года тяжелейшее ранение. Но едва восстановился — вновь на фронт. Прорыв вражеской обороны на подступах к Восточной Пруссии. Чтобы понимать, какой на этом участке был расклад немецких сил, достаточно поднять военные хроники. На каждые 100 метров в среднем приходилось по 4 пулемета и 200 солдат с автоматами. Здесь фашисты имели железобетонные и бронированные доты, бетонные площадки для тяжелых орудий. Немецкую оборону приходилось буквально прогрызать, метр за метром. Как «прогрызали», понимаешь, вчитываясь в размашистые чернильные записи наградных листов. Сутками без сна, под разрывы артиллерийских снарядов и мин, в ледяной воде... За форсирование рек Ангерапп, Алле и канала Писса в январе 1945 года Федор Ванеев был награжден орденом Красной Звезды, а за бесстрашие и отвагу в боях у порта — крепости Пиллау удостоен ордена Отечественной войны II степени. Сергей Мирославович откладывает в сторону копии архивных документов:

— Венец всему — медаль «За взятие Кенигсберга», нынешнего Калининграда. День Победы дед встретил на Балтике. Оттуда же его командировали в Москву на Парад Победы. После направили для продолжения службы в Минск, где и познакомился со своей будущей женой. Всю жизнь проработал на Минском электротехническом заводе имени Козлова. Был удостоен медали «За трудовую доблесть». Когда я поднимал всю его боевую биографию, рассказывал своим детям, ловил себя на мысли. Есть ли у нас трудности по сравнению с теми, которые пережили наши деды? И можно ли их называть трудностями? Спокойствие, мир — вот истинные ценности. А гордость за свой народ, свою страну — она в историях, которые должны храниться в семьях и обязательно рассказываться детям. Нет ничего более убедительного, чем реальные примеры из жизни. Хочешь, чтобы о тебе помнили, покажи, что помнишь сам. Думаю, именно так передается ген памяти из поколения в поколение.

draluk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter