Где залегает бурый

Новая союзная программа объединит усилия белорусских и российских геологов

Рассматриваю в Белорусском научно–исследовательском геологоразведочном институте карту строения земных недр. Коричневые, фиолетовые, серые, желтые пятна неопределенной формы, соответствующие отложениям разного исторического периода, нередко далеко выходят за пределы государственной границы страны, в частности в сторону России.


А ведь любая из этих толщ может оказаться насыщенной теми или иными полезными ископаемыми. Тут и постороннему понятно, что вести их разведку, а затем и добычу во всех смыслах выгоднее сообща. Именно так и решили специалисты БелНИГРИ и их российские коллеги, разработав проект концепции соответствующей союзной программы. Генеральный директор НИИ Андрей Ковхуто пояснил основные мотивы появления этого документа:


— Еще относительно недавно геологи считали, что Европейская часть России и Беларусь в целом не относятся к регионам, богатым минерально–сырьевыми ресурсами. Однако существуют обоснованные предположения, что разнообразные полезные ископаемые на этих территориях все–таки есть, хотя залегают они достаточно глубоко. Современные методы геологоразведки, разработанные белорусскими и российскими организациями, позволяют эти природные богатства обнаружить и в перспективе с выгодой использовать. Но прежде чем применять новые методики, их нужно унифицировать, организовать на этой основе разработку и производство соответствующего оборудования. Союзное государство предоставляет для этого сотрудничества все возможности.


В геологическом музее БелНИГРИ собрано свыше 300 образцов полезных ископаемых, найденных в недрах страны. Беру в руки кусок тусклого слоистого материала — оказывается, это бурый уголь, добычу которого еще предстоит организовать. Темно–серый увесистый кругляш — образец извлеченного из глубин железистого кварцита. Металла в нем 27 процентов, руда легко обогащается, высвобождая при этом ценное сырье — кварцевый песок. На стенде привлекает внимание ярко–желтый кусок охры, минеральные краски на ее основе не выцветают и экологически безопасны. Рядом — образцы фосфоритовой руды, сырья для производства минеральных удобрений. Заведующий — ведущий научный сотрудник Всеволод Бордон поясняет:


— Многое из этих полезных ископаемых наверняка есть и в недрах соседних с Беларусью российских областей. Их поиск выгоднее вести сообща.


Прежде такое сотрудничество было достаточно тесным. Андрей Ковхуто называет имена ученых с белорусскими и российскими корнями, благодаря которым развивалась геологическая наука и практика. «Правда, мы никогда не делили друг друга по национальному признаку», — тут же добавляет Андрей Марленович. Назовем лишь одно имя: Радим Гаврилович Гарецкий. Сын репрессированного в довоенные годы члена (академика) белорусской Академии наук, он окончил в Москве вуз, защитил кандидатскую и докторскую диссертации, заложил основы общепризнанной в мире тектонической теории недр. А вернувшись на родину, возглавил Институт геохимии и геофизики Академии наук, стал академиком НАНБ, иностранным членом РАН. Впоследствии академический институт был объединен с отраслевым БелНИГРИ. В прошлом году этот научный центр отметил 85–летие. И хотя чисто научные контакты с Российским государственным геологоразведочным университетом, Санкт–Петербургским горным университетом и другими научными центрами сохранились и после распада СССР, совместные исследования недр больше практически не проводятся.


— Восстановление практического сотрудничества должно стать одной из важнейших целей союзной программы, — считает Андрей Ковхуто. — Причем в первую очередь в белорусско–российском приграничье. Это повысит инвестиционную привлекательность этих регионов, вдохнет жизнь в глубинку.


При решении этой задачи планируется применить новые геологоразведочные технологии и оборудование. Так, электроразведка позволяет исследовать Землю на километры в глубь, не прибегая к бурению дорогостоящих скважин. Этим уже занимается ряд российских организаций. Сотрудничество с ними будет тем более органичным, что от Черного моря до Северного пролегает трансконтинентальная геологическая аномалия, богатая различными полезными ископаемыми.


— Предстоит уточнить положение этой аномалии в границах Беларуси и России, — поясняет заведующий отделом геофизики БелНИГРИ доктор геолого–минералогических наук Валентин Астапенко, — чтобы не было белых пятен на геологической карте. Для этого надо двигаться навстречу друг другу. Затем будут установлены наиболее перспективные участки, где целесообразно вести детальные разведочные работы и бурение скважин. Что надеемся найти? С больших глубин добывать выгодно драгоценные металлы, в перспективе — никель. В восточных районах Гомельской области, граничащей с Брянщиной, где погребены потухшие вулканы, обнаружены трубки взрыва. Возможно, алмазоносные. Но это — только начало.


В числе других перспективных направлений сотрудничества геологов — поиск горючих сланцев и бурых углей для подземной газификации.


Кстати


Одновременно планируется осуществить союзную программу «СКИФ–Недра». Она будет направлена на использование суперкомпьютера СКИФ, также созданного в ходе союзной научно–технической программы, при обработке данных, полученных при геологических изысканиях.


bibikov@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter