МИНИСТЕРСТВОМ сельского хозяйства и продовольствия совместно с учеными разработана и утверждена рекомендуемая оптимальная структура посевных площадей, ориентированная на эффективное использование земель, на решение проблемы кормового баланса и снижение себестоимости растениеводческой продукции. Задача состоит в том, чтобы в максимально сжатые сроки реализовать ее в условиях производства.
ЛЮБОЙ дипломированный агроном, надо полагать, знает лучшие предшественники и земли для каждой культуры. Скажем, если пшеница вновь вернется на прежнее поле, недоберут до 15 процентов урожая. А то и все 30, когда такой севооборот практикуется три года подряд и не выполняются защитные мероприятия. Знает, каким болезням она будет подвержена. Что любит пшеница горох, люпин, клевер, озимый рапс и даже ранний картофель. Но уж если тесно из-за насыщенности зерновых, то можно разместить и после гречихи, овса, идущего по пропашным и бобовым предшественникам. И такие схемы существуют по каждому растению. Это азбука земледелия, буквы которой почему-то с незавидным постоянством «выпадают из памяти». Когда однажды я поинтересовалась об этом у специалиста райсельхозпрода, то почему-то первой была названа причина административного «нарезания» площадей. Очень много жалоб на то, что планы спускают, как правило, в самый последний момент, и тогда севооборот приходится ломать, нарушая необходимое чередование.
Часто руководителем хозяйства движет и желание получить прибыль, товарную продукцию по привлекательной цене. Как тут упрекнешь агроменеджеров? Так, из-за популярности той же пшеницы, благодаря стабильно высоким ценам назерно, и в западных странах ее сеют, невзирая на рекомендации, на одном и том же месте несколько раз подряд. Но в таком случае в полной мере используют химические средства защиты растений и борьбы с сорняками, протравители семян.
В последние годы с учетом сложившихся экономических условий в нашей стране структура посевных площадей была в некоторой степени направлена на расширение пропашных культур. Параллельно шло уменьшение площадей многолетних трав. Но теперь «полюса» меняются: из 4 миллионов 780 тысяч гектаров один миллион должны занимать травы, или 21—22 процента. На сегодня их около 700 тысяч гектаров. Расширяться сенокосы будут за счет снижения площадей пропашных, в частности, кукурузы, которая занимает до миллиона гектаров. Кстати, за последние пять лет ее плантации увеличены более чем вдвое, но принесла ли эта культура адекватную отдачу? В крепких хозяйствах — да. Но там, где «коротко и рвется», — не подсчитанные никем убытки. Выращенный с таким трудом урожай убирают порой до белых мух. Из перестоявшей массы получается некачественный силос. Поэтому посевную площадь выращиваемой на силос кукурузы планируется стабилизировать в пределах 600 тысяч гектаров. Больше всего земли под «царицу полей» будет отведено в Гомельской, Брестской и Минской областях.
Важно стабилизировать площади зерновых в пределах 51 процента, в том числе 7 процентов зернобобовых, положительно влияющих на динамику плодородия почв. Правда, в хозяйствах, специализирующихся на откорме КРС, производстве свинины, по мнению специалистов, зерновая группа может иметь больший удельный вес. Это обеспечит сбор 900 тысяч тонн зерна на кормовые цели и дополнительное производство 150 тысяч тонн белка.
Рекомендовано стабилизировать, это значит не увеличивать, площади под рапс, сахарную свеклу, уменьшить долю овса, ячменя, ржи. Зеленый свет в основном многолетним травам. Это поможет решить и проблему белка, которая остро стоит перед АПК. Возделывание рапса с применением интенсивных технологий должно обеспечить сбор 203 тысяч тонн белка. Использование кормовых сортов ячменя, тритикале и пшеницы — дополнительный сбор еще 118 тысяч тонн сырого протеина. Наконец, увеличение доз внесения минеральных удобрений на луговых угодьях даст дополнительную прибавку 270 тысяч тонн дефицитного продукта.
ДИРЕКТОР Института почвоведения и агрохимии НАН Беларуси Виталий Лапа видит проблему с точки зрения практиков:
— Выравнивать соотношение пропашных и многолетних трав с экономических позиций в принципе невозможно. Почему? Причина в том, что хозяйства должны получать выгодную продукцию. А поэтому в первую очередь стоит улучшать технологии, чтобы их максимально адаптировать к существующей структуре.
По подсчетам специалистов НПЦ НАН по земледелию, предусмотренный в новой системе стопроцентный переход на оптимальные предшественники позволит обеспечить дополнительный сбор зерна в пределах 500 тысяч тонн.
В целом по республике также будет постепенно увеличиваться доля зернобобовых сортов. При этом посевные площади в основном будут увеличиваться за счет гороха, люпина, вики и сои. Это позволит при урожайности зернобобовых 27 центнеров с гектара сбалансировать по белку зернофураж соответствующих колосовых зерновых, что особенно важно для птицеводства и свиноводства.
При общей посевной площади многолетних трав на уровне 850 тысяч гектаров необходимо довести удельный вес бобовых и бобово-злаковых сортов до 90 процентов, оставив злаковые лишь в виде семенников. Что значительно улучшит, в свою очередь, состав предшественников, увеличит за счет этого валовой сбор зерна колосовых и поможет решить проблему дефицита белка, особенно в хозяйствах по производству молока и откорму КРС. Так, расширение доли бобовых и бобово-злаковых травостоев на пашне и бобово-злаковых на луговых угодьях позволит дополнительно иметь 420 тысяч тонн сырого протеина. Более широкое распространение должны получить клевера одногодичного использования, особенно в Брестской, Гомельской и Минской областях. В Витебской и Могилевской областях, где многолетние травы занимают 19—23 процента, наряду с одногодичным использованием можно широко практиковать двухгодичное его возделывание в смеси со злаковым компонентом.
Начальник главного управления растениеводства Минсельхозпрода Андрей Заневский исключает навязывание каких-то культур:
— Рекомендуемая оптимальная структура посевных площадей разработана по регионам. На ее основе в каждом районе создана своя с учетом специализации, природно-климатических условий и пригодности почв для выращивания определенных культур. Например, если где-то развито свиноводство, это предполагает большую долю концентрированных кормов, значит, надо больше развивать зерновую группу. В Витебской области отдаем приоритет развитию мясо-молочного направления, там идем на значительное расширение посевов многолетних трав. Если в среднем по стране они занимают порядка 21 процента посевов, то в этом регионе — 25. Плюс улучшенные естественные лугопастбищные угодья.
НА МЕСТАХ специализацию по максимуму увязывали с экономикой и имеющимися возможностями. В Вилейском районе, например, определили два базовых хозяйства для развития картофелеводства. Раньше посевы были раздробленными, рассказал начальник райсельхозпрода Игорь Шевелев:
— Мы как-то начали забывать, что картофель — истинно белорусский продукт. И в последнее время уступаем позиции по урожайности из-за нарушения технологии выращивания второго хлеба. Вместе с тем в районе есть достаточно техники по уборке, уходу, посадке, построены хранилища. Все это необходимо по-хозяйски использовать. Решением райисполкома будем передавать машины в одни руки. Сортоиспытательная станция будет заниматься обеспечением качественными семенами. Рентабельность отрасли составляет 8—9 процентов, но могла быть и выше, если бы получили хорошую продуктивность. Эта культура занимает значительный удельный вес в валовой продукции в стоимостном выражении. Ценится как товарная продукция при условии ее сохранности на протяжении года. А цена осенью после уборки и весной разнится в разы. Также определены два хозяйства, которые будут специализироваться на выращивании льна. Пока мы находимся в сырьевой зоне фактически обанкротившегося Красненского льнозавода, из-за чего есть проблемы с расчетами за сданное сырье. Но предприятие скоро закроют. В этом году будем заниматься льном-кудряшом и работать с Воложинским льнозаводом.
На Вилейщине в прошлом году посеяли 955 гектаров люцерны, на покупку семян были выделены бюджетные деньги. Довести площади ценной белковой культуры предстоит до 5924 гектаров, для чего надо посеять еще 4727 гектаров. Хозяйства и нынче надеются на частичную государственную поддержку в закупке семян. И тогда с учетом люцерны в структуре пашни 18 процентов займут многолетние травы. Уже сейчас отдельные хозяйства «дотягивают» до намеченного показателя, а у некоторых доля травостоев на пашне и выше.
Что касается кукурузы на силос, то неразумно бросаться в другую крайность и «обрезать» ее плантации. Думаю, в структуре посевов эта кормовая культура заняла постоянное место.
klimovich@sb.by