Футбол по Фрейду

Клуб «Клеческ»  — проект частный...

Клецк — город уездный, тихий. Из всех достопримечательностей — Покровская церковь XIX века, Доминиканский монастырь с католическим храмом (XVI век) да мемориальный крест и камень на месте, где в 1506 году Михаил Глинский, как шутили в КВН, дал крымским татарам мзды. С тех пор они в наши края глаз больше не казали.


Серьезного футбола здесь не было никогда, знаменитых футболистов с записью «Клецк» в анкетной строке места рождения тоже замечено не было. Нет, своя команда во времена СССР, конечно, существовала, где их тогда только не было, но играла она на первенство области и на большее особенно не рассчитывала. С распадом державы и появлением суверенного чемпионата заявились во вторую лигу, попылили там немного и с дистанции сошли, не выдержали гонки, в том числе и финансовой. Но именно в те годы было посеяно зерно, которое проросло в 2008–м, когда в Клецке появился клуб с амбициями. Об этой команде этого города сегодня наш рассказ. Первый из целого цикла подобных провинциальных историй, которые ждут вас впереди.


Леонидовичи


Клуб «Клеческ» (старое название города, история которого берет начало с далекого 1127 года) — проект частный. На вопрос о персоне хозяина клуба, его основателя и директора (в одном лице) зампред местного исполкома Николай Мацуль, отвечающий, помимо прочего, и за спортивную составляющую района, улыбается и говорит: «Конечно, знаю. Саша учился у меня, когда я был директором школы. Сразу было видно парня со стремлением: медалист, математик, спортсмен. Он, кстати, неплохо играл в футбол, воспитанник нашей ДЮСШ. Потом уехал в Минск, выучился и вернулся к нам с идеей...»


Николай Михайлович на правах директора школы и начальника величает своего бывшего ученика по–отечески: Саша. А обычные горожане из числа футбольных поклонников такого права не имеют и называют братьев Задалиных — Александра и Алексея — уважительно: Леонидовичи. Отец их тоже из местных футбольных аксакалов, а потому создание его сыновьями в городе профессионального футбольного клуба аборигены восприняли хотя и не без доли настороженности (а получится ли?), но с большим энтузиазмом и надеждой. Старший из братьев, генератор идеи и директор клуба Александр Задалин, возраста совсем еще молодого и своим кипучим характером напоминает Анатолия Капского времен взрастания БАТЭ. Он тоже не боится возиться с футбольными пеленками, больше того: получает от этого видимое удовольствие.


— Всему объяснение — Фрейд, — говорит он, а я смотрю на его кеды на босу ногу — вид для директора явно неподходящий. Но он прост, и этой своей простотой тоже подкупает. — Старик Зигмунд не зря говорил, что все наши комплексы и предпочтения, любовь и ненависть, — родом из детства. А я с самого юного возраста помню футбол в себе. Для меня это начало 1980–х... И не только минское «Динамо», которое тогда гремело на весь СССР. Мы, клецкие пацаны, скорее ориентировались на тех, кто был перед глазами, кого видели вживую. А это — наша клецкая команда. Пусть они не хватали звезд с неба, но нам эти дядьки казались тогда небожителями...


Социальный футбол


В обиходе клуба распространены странные на первый взгляд словесные конструкции: «выкроить полполя», «подцепить сбор»... Это профессиональный сленг. Не имеющая шикарных финансовых возможностей команда, только встающая на ноги, вынуждена суетиться-вертеться, чтобы выжить. Особенно зимой, когда не имеющим своего угла и тугой мошны клубам хоть, как тому Шарику, — пропадай. Вот и приходится где полполя для тренировки выкроить, где сбор найти... Главный тренер «Клеческа» Виктор Валендович называет своих ребят «чемпионами по спаррингам». А как иначе держать команду в тонусе и подойти во всеоружии к сезону? Пришлось играть много и безотказно — своеобразная тренировка боем.


— Для меня футбол — это не бизнес, это социальный проект, — Александр Задалин окидывает взглядом городской стадион. — Футбол в нашей стране — это затраты. Затраты без шансов окупиться. Может быть, только БАТЭ сейчас, выйдя на серьезный международный уровень, имеет возможность вложенные средства хоть отчасти отбить. Но нельзя забывать, сколько борисовчане к этому шли и сколько денег вложили.


То, что Задалин делает сейчас, закладывает фундамент, — процесс трудоемкий и финансы вытягивающий из кармана, как мощный пылесос. «В начале 90–х здесь была разруха, — вставляет ремарку Виктор Валендович, сам когда–то сезон отбегавший за клецкий клуб в те смутные времена. — Все, что вы сейчас видите, — заслуга нашего директора».


По образованию Леонидович–старший — экономист–менеджер, закончил БГЭУ. Бизнес у него не особо большой, в деньгах не купается, но старик Фрейд направил финансовую реку этого парня по своему усмотрению — в футбольное русло. «Как только появилась минимальная возможность «зацепить эту тему», я сразу за нее ухватился» — говорит он и улыбается.


Футбол Александр смотрит с трибуны, вместе с болельщиками. Желает знать, о чем кричит народный глас. В перерыве подходит к раздевалке и разводит руки в стороны — недоволен, команда хоть и выигрывает у гомельского ДСК–2, но с минимальным счетом, не реализовав к тому же с дюжину опасных моментов.


— Это порыв, тяга души. Почему–то мне показалось, что я этим должен заняться. Поначалу было очень сложно. С нуля строили, ничего не было. Для меня цель — создать клуб с европейской базой, создать четко функционирующую систему. Хочу, чтобы в Клецке был большой футбол. Это ведь самое яркое социальное явление для малых городов. И самое доступное.


Сейчас в «Клеческе» местных воспитанников нет — все варяги. Команда в день игры приезжает в Клецк из Минска, где тренируется на поле военной части, а после игры уезжает обратно.


— Проблема не в том, что мы не хотим брать в команду клецких воспитанников, а в том, что традиции местной футбольной школы недостаточно сильны, — считает Задалин. — Много вы знаете футболистов — выходцев из Клецка? Их нет. Хорошая школа — это основа любой команды. Воспитанники должны знать, что у них есть шанс попасть в команду мастеров, в высшей лиге она играет или во второй. Они должны видеть перед собой цель. А цели этой перед клецкими пацанами долгое время не было. Сейчас она появилась, и надеемся, что процесс пойдет. Первыми ласточками могут стать ребята Дмитрия Буйвило 1994 — 1995 годов рождения, которые выиграли в прошлом году в своем возрасте республиканский турнир «Кожаный мяч». Сильнейшими в стране стали!


Не футболом единым


Если въезжать в Клецк со стороны Минска, то город распахивает свои объятия радушно и встречает вас стадионом (он в ложбинке, с правой стороны) и кладбищем (оно на взгорке — слева). Не хватает только роддома и цирюльни, чтобы, перефразировав Ильфа и Петрова, заметить: народ в Клецке рождался лишь для того, чтобы сыграть в футбол, побриться, прихорошиться и умереть. Возможно, именно так когда–то и было, но в последнее время жить в Клецке стало веселее.


С развитием спорта в Клецке вообще большой порядок, этому здесь уделяют первостепенное внимание, развивая и футбол, и борьбу, и волейбол. В районных агрогородках тоже свои спецшколы имеются, настольный теннис и вольная борьба в них со знаком качества. Словом, есть чем заняться детишкам, по улице не болтаются. Можно даже конным спортом заняться — своя конеферма с инструктором Ириной Позняк. Минчанка, между прочим, променявшая столичный «гламур» на спокойствие клецких красот и лошадок. О чем, говорит, ничуть не жалеет. «Социальный футбол» Задалина играет здесь тоже не последнюю роль.


— Задачи у нас поступательные, — обрисовывает круг своих планов директор клуба. — Я не вкладываю деньги в сиюминутный результат, хотя мог бы собрать команду из «имен» и без проблем выйти в первую лигу. Но за таким результатом нет ничего, а средний возраст нашей команды — 21 год.


Виктор Валендович с такими задачами соглашается, ему работать с «Клеческом», судя по всему, тоже интересно. Тренерская карьера Виктора Васильевича не изобилует крутыми взлетами, она скромна: работал помощником главного тренера в дубле жодинского «Торпедо», которое стало чемпионом страны, потом в «Орбите» тренировал ребятишек. И вот теперь здесь.


— Помогло, что развалилась «Дарида», — рассуждает наставник, переваривая в себе результат окончившегося только что поединка с ДСК–2. — Взяли несколько ребят оттуда, плюс сотрудничаем с минской «Орбитой». На роль дядек в нынешнем сезоне пригласили Василия Клочкова и Игоря Сарасека, им 24 и 30 лет соответственно. Остальные парни совсем юные, чуть больше 20.


Клецкая звезда


Здешний молодняк на удивление лихо рубится в нынешнем сезоне с матерыми мужиками, которыми в большинстве своем укомплектованы другие клубы второй лиги. Шашками машут почти как войском того самого Глинского. Валендович на проблему «отцов и детей» смотрит с высоты своих лет — философски: «Пооббились уже маленько, даже интересно стало. Понимаете, в чем дело: во многих других командах ребята свой век доигрывают, а мы растем...»


С этим «растем» в Клецке связывают особенные надежды. Есть здесь футболист, которого готовы носить на руках. В прямом смысле этого слова. Бывший нападающий БАТЭ и юношеской сборной страны Алексей Вискушенко к своей провинциальной славе относится с пониманием, но на ней, конечно, не зацикливается — в 21 год еще можно и нужно мечтать о космосе. А в таком маленьком городке, как Клецк, быть футболистом — все равно что космонавтом. Это мне местные жители сказали. По секрету.


В 8 турах первенства Леша уже наколотил в ворота соперников 15 мячей, два раза отметившись хет–триком (в матче с ДСК–2, закончившемся победой хозяев — 3:0, кстати, тоже). Вискушенко в составе «Клеческа» — это царь и бог. Выделяется он не только ростом — с его высоты можно пожарным помогать, высматривая в малоэтажном Клецке очаги возгорания, — в этом нападающем виден мастер, в нем есть талант. Довольно странно, что молодой форвард такого уровня не востребован клубами первой и высшей лиг.


— Если бы перед нашей командой не стояли задачи, может, он и ушел бы, — спокоен Виктор Валендович. — Когда поступит хорошее предложение, никто препятствовать не будет, человеку нужно расти. Лешке самому решать.


Но как? Как такое сокровище в Клецке оказалось?


— С руководством БАТЭ не нашли взаимопонимания и контракт был расторгнут, — своим видом Алексей показывает, что об этом повороте в судьбе особенно не жалеет. — Идти мне было некуда, стал тренироваться с «Клеческом» да так здесь и остался.


— Неужели не хочется чего–то большего, ты же на голову здесь всех сильнее...


— Сегодня меня здесь все устраивает, коллектив хороший. Но, естественно, со временем хотелось бы поиграть в команде более высокого уровня.


— Говорят, футболисты в Клецке, как герои. Мне сказали, что в магазинах вас даже без очереди пропускают...


— Без очереди? Нет, такого не помню. А девочки, да, болеют за нас. Это потому, что мы здесь в прошлом году были.


— Это чем же вы их так завлекли?


— Ничем, сбор провели.


— С девчонками?


— Да нет, тренировались здесь две недели, вот и познакомились. В кино с ними ходили.


— А другие предложения у вас были? Имеется в виду не «в кино», а футбол? Кроме «Клеческа», вас в нынешнем межсезонье кто–нибудь звал к себе?


— Не хотелось бы разглашать эту информацию. Я играю за «Клеческ», и на этом пока все.


— Тогда «СБ» предлагает вам пари: если в этом сезоне вы забьете 40 голов, то мы вам выделим приз.


— 40? В 34 играх? Нет, 40 — это многовато, а вот на тридцати сойдемся!


На том и порешили. Леонидовичи, кстати, тоже делают на Вискушенко ставку, надеясь, что он перепишет бомбардирский рекорд Валерия Стрипейкиса, который когда–то очень давно, тоже будучи молодым и перспективным, забил в чемпионате второй лиги 31 гол за сезон. Слабо, Леша?


Зажигай!


— Первая задача — зажечь футболом Клецк, — поздравив Вискушенко с очередным бомбардирским уловом, Александр Задалин продолжает рассказ о своих планах. — Будем строить новый стадион. С 2008–го подступаемся к этой теме, но много сложностей. Этот ведь на самой окраине, далеко людям ездить, да и вся история клецкого футбола писалась на другом, том, который возле городского ФОЦа. Там сейчас дети тренируются, но газон, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Поле нужно прежде всего делать. Хотим, чтобы газон был высшего качества, чтобы он позволял проводить в Клецке матчи высокого международного уровня. В этом году заложим поляну. Чисто футбольный английский стадион будет. 3 метра от линии поля — газон, а трибуны слегка на подъеме, чтобы было удобнее смотреть. Для начала одна трибуна, потом — напротив, а там поглядим... Надеемся, что в сезоне–2012 его откроем. На такие задачи и команду нацеливаем. На этот сезон — быть в призерах, хотя перед ребятами всегда только одна цель — первое место.


Серьезный подход к делу у Леонидовичей, сказать нечего. Серьезный во всем, в футболе для них, как видно, мелочей нет. Достаточно взглянуть на внешний лоск его команды. Ребята одеты с иголочки — у всех фирменные спортивные костюмы, по дизайну чем–то напоминающие форму лондонского «Арсенала», а вот игровая форма — желто–черная, как у БАТЭ. К достижениям борисовчан и направлены устремления руководителей этой очень симпатичной клецкой команды. «Эх, нам бы вот хотя бы одно искусственное поле», — вздыхают в Клецке и с надеждой смотрят в сторону федерации футбола, которая со своей гуманитарной миссией до Клецка пока не добралась. А ведь здесь их очень ждут...

 

Фото Евгении Семенчук.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter