Формула-1. Гран-при Италии. Квалификация в Монце

Forza Италия, forza Феррари!

В этом сезоне уже начался отсчет времени, оставшегося до оформления досрочного чемпионского титула команды «Ред Булл» в обоих зачетах. Поэтому выиграть квалификацию у австрийской «конюшни» сродни победе. И королевский парк в Монце, где вчера на автодроме пилоты Формулы-1 сражались за право разместить свои машины поближе к стартовым фонарям светофора в сегодняшней гонке, с лихвой вознаградил своих посетителей успехом итальянской скудерии. 

Серхио Перес уступил Максу Ферстаппену традиционно 0.4 сек

На этой трассе всего 6 скоростных поворотов и 3 шиканы, с помощью которых местные организаторы по требованию FIA стремились снизить максимальные скорости. И тем не менее Монца - это самый скоростной автодром в календаре. В 2020-м году Льюис Хэмилтон проехал здесь свой зачетный круг, принесший ему тогда очередной поул, со средней скоростью 264,36 км/ч. А рекорд максимальной скорости, которую удалось здесь развить на болиде Формулы-1, был установлен еще раньше в 2005-м году. Он принадлежит  колумбийцу Хуану-Пабло Монтойя и равен 372,6 км/ч.

Новый формат квалификации

Нынешний Гран-при Италии был избран FIA для тестирования нового формата квалификации. Его главная особенность - это то, что в каждом сегменте команды должны использовать строго определенные комплекты шин: в первом - жесткие (hard), во втором - средние (medium), в заключительном - мягкие (soft). Причем их число ограничено, что создает для команд и гонщиков дополнительные трудности. 

Следует отметить, что это требование действительно осложнило жизнь некоторым пилотам. Жертвы нового формата были как среди «середнячков», так и среди пилотов лидирующей группы. Ведь не секрет, что даже болиды одной команды в зависимости от настроек могут при прочих равных условиях ехать по-разному на жестких или мягких шинах. Кому-то жесткие шины вообще могут не подойти, как это случилось вчера с машинами французской команды «Альпине». Пьер Гасли и Эстебан Окон даже не смогли пробиться во второй сегмент квалификации, хотя скорость у их болидов есть. Не даром же Гасли поднимался на подиум всего неделю назад в Зандфороте. 

В четверг, "тиффози" в ожидании автограф-сессии с пилотами

На самом деле нельзя сказать, что Пьер и Эстебан так уж плохо проехали свои зачетные круги. Ведь даже квалифицировавшись на 17-м и 18-м местах, французские гонщики уступили времени промежуточного поула, показанного Максом Фестаппеном, меньше секунды. Самих  пилотов разделили всего каких-то 3 тысячных доли секунды. Плотность результатов в квалификации всегда обнадеживает зрителей и журналистов, обуславливая интригу предстоящей гонки. 

«Феррари», вперёд!

Дословный перевод слова «forza» с итальянского означает «сила», «мощь». Но если это звучит в виде побудительного призыва, как, например, «Forza, Ferrari!», то ближе всего в русском варианте будет версия: «Вперед, Феррари!» или «Давай, Феррари!»

Несколько десятков тысяч «тиффози», как называют себя итальянские болельщики, с этим призывом встречают свои скудерии на автодроме и также яростно поддерживают их во время гоночного уик-енда. В нынешнем пелотоне из 20 гонщиков нет ни одного итальянца, ни даже кого-нибудь, кто выступает с итальянской лицензией. А вот в плане команд, их даже 3 в этом сезоне. Разумеется, это легендарная «Феррари», как родоначальница Формулы-1, присутствующая перманентно в чемпионате почти с самого его рождения в 1950-м году. Ее дебют был не на Сильверстоуне, а чуть позже в том же году в Монако. Затем «Альфа Ромео», которая начала свою историю с самого первого Гран-при Великобритании и в том же сезоне 1950-го года победила на всех 11 этапах. Правда, были времена, когда эта команда уходила и снова возвращалась обратно в Большие Призы, поэтому ее биография в Формуле-1 не такая полная, как у «Феррари». И третий итальянский гоночный коллектив - это «Альфа Таури». Команда ранее носила  название «Того Россо», корни истории которой идут от маленькой частной «конюшни» Джанкарло Минарди. 

Новый руководитель "Феррари" доволен результатами квалификации в Монце

Не удивительно, что итальянские этапы, проходящие сейчас и в Монце, и  в Имоле, имеют при аншлаге на трибунах  очень важное значение для автоспорта Италии.  

По правде сказать, заслужить любовь местных «тиффози» можно лишь выступая за «Феррари»  или одну из двух других ее скудерий. Либо имея итальянскую лицензию. И ценятся болельщиками именно эти два конкретных обстоятельства. Нередко здесь бывают случаи, когда вчерашнего своего любимца они готовы освистать буквально через год, если он ушел из их любимой команды, либо если он является соперником их кумиров. 

Поэтому можно было смело предположить, что успеху Макса Ферстаппена здесь в Монце вряд ли будут рады. Когда после завершения квалификации голландский чемпион  вместе с двумя гонщиками «Феррари» давал интервью итальянскому журналисту Давиде Вальсекки (один из совсем немногих чемпионов Формулы-2, называвшейся тогда GP2, который так и не попал в Формулу-1), то особое отношение к себе Макс услышал почти сразу. Слегка изменившаяся интонация гула трибун, сочно сдобренная свистом, была хорошим показателем сдержанно негативного отношения к Ферстаппену. Ну, что ж, в разное время через это проходили и другие чемпионы: Льюис Хэмилтон,  Себастьян Феттель,  Мика Хаккинен…

Осмелюсь предположить, что если бы поул вчера достался голландцу, а не Карлосу Сайнсу, то свист был бы погромче и реакция пожестче. А так, в окружении двух гонщиков «Феррари» Макс Ферстаппен был ими же и защищен. Болельщики были куда более снисходительными к Максу, чем если бы он все же завоевал свой очередной поул именно здесь в Монце.

Карлос Сайнс завоевал в Монце свой 4-й в карьере поул

Следует отметить, что в прошлом году основная борьба в квалификации была на удивление схожа с нынешней. Только тогда поул достался Шарлю Леклеру, а Карлос Сайнс был на третьем месте. Теперь же пилоты скудерии фактически поменялись местами, а Макс Ферстаппен был все на том же втором месте. Судя по тому, что гоночный темп «Ред Булл» заметно более высокий, чем у машин «Феррари», вряд ли Карлосу удастся  удержать голландского чемпиона позади себя. Но автоспорт тем и интригует, что может преподнести удивительные сюрпризы. И, по крайней мере, целые сутки после завоевания Карлосом Сайнсем права стартовать с первой позиции, а Шарля Леклера с 3-й, «тиффози» будут жить надеждой на победу одного из своих кумиров.  

«Мерседес», «Ред Булл» и «Уильямс»  

Минимальный отрыв от обладателя поула в финальном сегменте квалификации был отмечен практически у всей первой десятки гонщиков. Лишь Фернандо Алонсо на своем «Астон Мартин» выпал из интервала в 1 секунду от времени поула, показанного Карлосом Сайнсем. Однако, если учесть, что вторая машина этой британской «конюшни», за рулем которой выступает Лэнс Стролл, и вовсе стартует на 20-м месте, то 10-я стартовая позиция для испанского чемпиона - это уже успех. По славам Фернандо, настройки машины на гонку не совсем подошли мягким шинам «Soft», на которых он обязан был ехать в квалификации в финальном сегменте, согласно требованиям нового формата. Однако я бы не списывал так быстро Алонсо из числа претендентов на подиум. Гонки в Монце редко бывают предсказуемыми.    

Лэнс Стролл будет стартовать последним

Но вернемся к тем, кто вошел во вторую «тройку» вслед за лидерами. Возглавил ее пилот «Мерседес» Джордж Рассел. Ему вновь, как и на предыдущем этапе в Нидерландах, удалось опередить Льюиса Хэмилтона. Британский чемпион показал лишь 8-й результат. Ему придется стартовать в окружении гонщиков «МакЛарен»: чуть впереди Оскар Пиастри, чуть позади Ландо Норрис. 

А вот 3-й ряд стартового поля выглядит весьма интересно. Традиционно отстав от Макса Ферстаппена на 0.4 сек, Серхио Перес едва смог опередить Александра Элбона, который, напомню, гоняется на машине команды «Уильямс», завершившей прошлый сезон на последнем месте. Тайский гонщик не перестает удивлять своим мастерством. Кстати, дебютировал-то Алекс в Формуле-1 в той же «Ред Булл», за рулем которой сегодня Макс Ферстаппен легко бьет рекорды по количеству побед.

Макс Ферстаппен собирается выиграть в гонке

Усилиями Элбона, который в одиночку приносит очки своему коллективу, некогда легендарная британская «конюшня» с начала июня уже уверенно возглавляет группу аутсайдеров, занимая 7-ю строчку в командном зачете. Особенно хорош Александр в квалификациях. И пусть в гонке темп «Уильямс» все еще оставляет желать лучшего, тайский гонщик котируется сегодня весьма высоко на рынке пилотов.   

«Альфа Таури» - лидер второго эшелона  

Если кто-то считает, что второй эшелон - это команды, следующие за тройкой лидеров, то у меня на этот счет иное мнение. Сегодня в первый эшелон логичнее включать команды первой десятки, поскольку результаты стали весьма плотными. И случись что с чемпионскими машинами «Ред Булл», вот так сразу сказать, кто именно победит в гонке, и не сможешь. Фактически это могут оказаться  пилоты и «Феррари», и «Мерседес», и  «МакЛарен», и даже Фернандо Алонсо на своем «Астон Мартин»,  не раз распивавший шампанское на подиумах этого сезона.

Поэтому, с моей точки зрения, второй эшелон - это начало второй десятки или так называемые «середнячки». И в Монце эту группу уверенно возглавили гонщики «Альфа Таури». Юки Цунода сумел опередить своего напарника Лиама Лоусона, который временно подменяет травмированного в Зандфорте  Даниеля Риккиардо. Но это далось японскому гонщику не так уж и легко. На удивление многим, не имея практически опыта управления болидом Формулы-1, новозеландский дебютант хорошо вписался в действующий пелотон во время  своего первого в карьере Гран-при. Следует обратить на него внимание. Как показывает практика этого сезона, зачастую основная борьба за позиции по ходу гонки идет именно на пороге первой «десятки». Ведь зачетные очки даются только тем пилотам, которые на финише сумеют в нее войти. И порой самые интересные сражения мы видим именно в этой части  пелотона.

Мирное сосуществование "тиффози" и других болельщиков на трибунах

Не будем также забывать, что  после «Феррари» поддержка маленькой итальянской скудерии из Фаэнцы местными «тиффози» идет на первом месте. 

Старт Гран-при Италии будет дан сегодня в 16:00 по минскому времени. И вряд ли гонка пройдет в спокойном полусонном режиме, даже если синоптики и не обещают дождя. Предполагается, что жгучее итальянское солнце разогреет атмосферу до 30 градусов, и на горячем 40-градусном асфальте наверняка будут не менее жаркие баталии.

Может быть в Монце Сайнсу удастс сделать то, что он не смог сделать в Барселоне?

Монца - фотографы, маршалы и карабинеры в ожидании старта

Forza, Италия! - с этого пролета самолетов сегодня начнется построение стартовой решетки
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter