"Формула-1". Гран-при Великобритании. Невероятный вкус победы

Событий, случившихся во время гонки на британской трассе в Сильверстоуне, с лихвой бы хватило на несколько Гран-при. Переполненные трибуны, несколько рестартов, аварии, множество настоящих боевых обгонов и светящиеся лица победителей на подиуме, то есть полный набор классических элементов зрелищности автогонок. За это мы и любим "Формулу-1". 

Карлос Сайнс

Все три участника награждения на подиуме Гран-при Великобритании  могли чувствовать себя в роли победителей. И на это были свои причины. Карлос Сайнс после неожиданно завоеванного накануне своего первого в формульной карьере поула мог лишь мечтать, чтобы его 150-я гонка в этом чемпионате принесла ему еще и первую победу. Не обошлось, конечно, без везения. Уступив на старте свое лидерство Максу Ферстаппену, испанец вряд ли мог представить, что гонку неожиданно остановят красными флагами, а затем еще и вернут начальные позиции пилотам на рестарте с места.    

Но дело в том, что случившиеся перед первым поворотом несколько аварий спровоцировали появление красных флагов до того, как последние из гонщиков в пелотоне пересекли контрольную линию отметки на выезде из боксов. И поэтому согласно регламенту рестарт был дан в том же порядке, что и в начале гонки. Из стартовой решетки были исключены лишь пилоты, чьи машины были сильно повреждены в результате столкновений. Это касалось «Альфа Ромео» Гуанью Чжоу и «Уильямс» Алекса Элбона. 

Сошел также и Джордж Рассел на своем «Мерседесе». Но здесь причиной были не повреждения машины. Ибо из этой кутерьмы столкновений немецкий болид вышел лишь с проколотым колесом. Ему не стоило бы больших трудов добраться даже на трех колесах до боксов. Но сначала Джордж, обеспокоенный аварией Гуаньу Чжоу, выскочил из своего болида и побежал к месту, где остановился поврежденный «Альфа Ромео», чтобы убедиться, что с гонщиком все в порядке. А затем, вернувшись, он обнаружил, что на его болиде не запускается двигатель. Сбегав к механикам, чтобы получить от них информацию о том, как можно завести мотор, Рассел, к своему удивлению, обнаружил, что его машину уже поставили на эвакуатор. А значит, по регламенту это исключало его дальнейшее участие в гонке, так как его машине была оказана посторонняя помощь.

Таким образом, серия успешных выступлений самого стабильного гонщика сезона, ни разу не финишировавшего в том году ниже 5-го места, досадно прервалась.


Тревожные минуты ожидания


По правде сказать, случившееся на старте вынудило вновь поднять тему обсуждения безопасности автогонок. Инициатором последовавшей цепочки столкновений помимо своей воли стал Джордж Рассел. Британский пилот, возмущенный обгоном своего «Мерседеса» со стороны аутсайдера Николаса Латифи на «Уильямс», в поисках лучшей траектории неожиданно для преследовавшего его на «Альфа Таури» Пьера Гасли начал смещение влево. Это спровоцировало касание задним колесом немецкого болида переднего колеса машины его французского соперника. «Мерседес» на высокой скорости отбросило в сторону «Альфа Ромео» Гуаньу Чжоу. Итальянский болид взлетел в воздух, перевернулся и, приземлившись вверх колесами, по инерции заскользил сначала по асфальту, а потом и по гравийной ловушке в сторону барьеров из старых покрышек. Перескочив их, он ударился еще о дополнительную сетку безопасности и замер на боку, зажатый между покрышками и сеткой.

К счастью, столь зрелищная авария завершилась весьма благополучно для пилота. Сначала его спасла система «Хало», взявшая на себя нагрузку при скольжении вверх колесами по асфальту и гравию, а затем удар смягчила дополнительная решетка, поставленная в этом месте для защиты трибун при подобных случаях. Спасателям, правда, пришлось доставать из искореженной машины китайского гонщика, а затем еще и направлять его на обследование в госпиталь. Удивительно, но никаких повреждений или переломов у Чжоу обнаружено не было. И еще до конца гонки он вернулся на трассу, где мог наблюдать из боксов своей команды за финалом и награждением победителей Гран-при. 


Первая авария спровоцировала и вторую. Стартовавший из глубины пелотона Себастьян Феттель, преследовавший на своем «Астон Мартин» машину Александра Элбона, не ожидал резкого торможения со стороны соперника и допустил столкновение. Ударившись в корму «Уильямс», немецкий чемпион фактически отправил болид соперника в бетонную стену. Получив сильный удар, пострадавшая машина вернулась на трассу и, как в боулинге, зацепила еще несколько машин. В результате тайского гонщика повезли в госпиталь на обследование, а его сильно поврежденная машина отправилась на эвакуаторе на капитальный ремонт.  

Больше 10 минут, пока шла эвакуация Гуаньу Чжоу из его разбитого болида, весь стадион с тревогой следил за происходящим. Но, следуя последним директивам FIA, доступ к видеоинформации с места аварии был сильно ограничен как для журналистов, так и для команд. Лишь руководство гонки имело в своем распоряжении видеокадры, снимаемые как с борта медицинского вертолета, так и с видеокамер, расположенных на трассе. Подобное стало практиковаться после мая 1994 года, когда в страшной аварии погиб в Имоле бразильский чемпион Айртон Сенна. В последнее время ограничения в подаче информации с места аварии еще более усилились. И лишь когда стало ясно, что с пилотом все в порядке, в эфире появились кадры событий.

Даже беглого осмотра было достаточно, чтобы понять, насколько система «Хало» оказалась эффективной в данном случае, предохранив повреждения головы китайского гонщика команды «Альфа Ромео».

Что же касается Александра Элбона, то его авария хотя и не была внешне такой зрелищной, привела к более серьезным последствиям. Сильный удар болида о бетонную стену и затем несколько дополнительных ударов по машине со стороны других болидов вынудили главного врача гонки отправить тайского пилота «Уильямс» на специальное обследование. Причем  Элбон, в отличие от своего китайского коллеги, остался в госпитале до утра. 

В гонке Макс Ферстаппен

«Ред Булл» в непривычной для себя роли


Удачный обгон обладателя поула, который Макс Ферстаппен совершил на старте гонки, был обусловлен тем, что на машине действующего чемпиона стояли мягкие скоростные шины «софт». Они показали лучшее сцепление и позволили без особого труда голландскому гонщику осуществить обгонный маневр. На рестарте в «Ред Булл» решили почему-то сменить шины на «медиум», как и у всех остальных соперников. Почему? То ли австрийская «конюшня» не стала испытывать судьбу второй раз, то ли были уверены, что и на более медленных, но более долговечных шинах Макс сумеет вновь опередить Карлоса Сайнса. Но повторения стартового успеха не случилось. И после первого поворота испанец сохранил свое лидерство.  

Понадобилось затем еще 10 кругов, чтобы Ферстаппену удалось вновь возглавить гонку, проведя обгон «Феррари» испанца. Но лидерство продлилось недолго. «Ред Булл» Макса неожиданно стал терять темп, и голландец через пару кругов отправился в боксы на замену шин. Однако ни этот пит-стоп, ни следующий не смогли вернуть Максу утраченный темп. Как выяснилось потом,  баталии за позицию на старте и рестарте, когда машины «Феррари» были в непосредственной близости от болида Ферстаппена, не прошли даром. «Ред Булл» лидера чемпионата получил некоторые повреждения как в области крыльев, так и в области днища, что и сказалось, по утверждению команды, затем на темпе гонщика.  

В итоге Ферстаппен оказался вне привычной для него лидирующей группы. Достаточно отметить, что на последних метрах дистанции ему пришлось вести упорную борьбу с «Хаас» Мика Шумахера лишь за 7-ю позицию.  

Не очень поначалу повезло и Серхио Пересу. Получив повреждения от мелких столкновений также с машинами «Феррари» на стартовых кругах, мексиканец вынужден был поехать сначала в боксы на замену носового обтекателя, а затем  прорываться из самой глубины пелотона. Благо, что темп его болида позволял ему это делать. Помогли еще и обстоятельства выезда машины безопасности после схода «Альпине» Эстебана Окона, что сократило отрывы между гонщиками. Финальную часть в 15 кругов Перес провел великолепно, сражаясь с «Феррари» Шарля Леклера и «Мерседесом»  Льюиса Хэмилтона. Борьба этой тройки между собой в конце гонки стала украшением всего Гран-при Великобритании. Неудивительно, что пилот «Ред Булл» был весьма рад своему второму месту на подиуме. 

Борьба между партнерами по команде Карлосом Сайнсом и Шарлем Леклером

Скудерия отказывается от командной игры  


От контакта в борьбе меду собой пострадали и «Ред Булл» Макса Ферстаппена, и «Феррари» Шарля Леклера. Но отдадим должное монегаску: он, несмотря на потерю правой торцевой пластины переднего крыла, ехал в темпе быстрее, чем его напарник Карлос Сайнс. И когда действующий чемпион выбыл из борьбы за победу, то лидер итальянской скудерии вплотную подобрался к машине испанца. Скорость у Леклера была чуть повыше, но для полноценного обгона все же недостаточна. Тем более что в «Феррари» не хотели рисковать сходом обеих машин в случае столкновения напарников.

Несколько кругов Шарль терпеливо ждал решения команды, чтобы Карлос пропустил его добровольно, но испанец этого делать не хотел, а команда решила позволить своим гонщикам бороться по-честному на трассе. К этому времени Льюис Хэмилтон, оттянувший время совершения своего первого пит-стопа, уже ехал впереди пары болидов «Феррари». 

Осознав, что командную тактику в этот раз в скудерии применять не станут, Леклер решился на обгон, и это ему удалось. Выехав на чистую трассу, Шарль продолжил сокращать отрыв от британского чемпиона. И когда Льюис вернулся после своего первого пит-стопа на трассу, он вновь оказался третьим. Не соверши Шарль тот обгон напарника, Хэмилтон сохранил бы за собой лидерство. 

Победитель гонки Карлос Сайнс и обладатели второго и третьего мест Серхио Перес и Льюис Хэмилтон

Финальный спринт


Выезд машины безопасности после схода «Альпине», словно красная черта, разделил вторую часть гонки на две части. Спокойная, тактическая и безаварийная после первого рестарта уступила место настоящему спринту, который восхитил всех присутствующих на автодроме Сильверстоун.

Учитывая, что шины на машине Шарля Леклера были посвежее, чем у его напарника, на пит-стоп в режиме сейфти-кара первым позвали испанца. Туда же в боксы поехал и Льюис Хэмилтон, ехавший в тот момент на 3-й позиции. Фактически весь пелотон сумел сменить на своих машинах шины, и лишь лидирующий на тот момент в гонке пилот из Монако остался на старых жестких покрышках. 

Как объяснили затем в «Феррари», они боялись, что в случае пит-стопа Шарля, а не Карлоса, Льюис Хэмилтон остался бы на трассе, возглавив гонку. И не факт, что затем Леклеру удалось бы вернуть себе лидерство. Объяснение весьма сомнительное. Его скорее можно признать как попытку оправдаться. Но как бы то ни было, «Феррари» Карлоса Сайнса на новых шинах в лидирующей группе был самым быстрым. Испанец обогнал напарника и до финиша уже никому не уступил своего лидерства. Старые шины на болиде Леклера не позволили монегаску сдержать натиск ни «Ред Булл» Серхио Переса, ни даже «Мерседеса» Льюиса Хэмилтона. На финише разочарованный действиями команды Шарль Леклер был лишь 4-м. 

Тройка призеров на подиуме в прошедшее воскресенье действительно была исключительно счастливой. Такое редко увидишь в "Формуле-1". Карлос Сайнс радовался своей первой победе в Больших призах, да еще и в составе «Феррари». Серхио Перес был несказанно рад, что на последних кругах сумел обогнать и Леклера, и Хэмилтона, хотя упорная борьба «колесо в колесо» длилась несколько кругов. Тем самым мексиканец сократил отставание от лидера чемпионата Макса Фепстаппена на целых 12 очков. А Льюис тоже был искренне рад своему подиуму, потому что темп его «Мерседеса» хотя и заметно прибавился по сравнению с началом сезона, но все еще уступает скорости «Феррари» и «Ред Булл» на прямых. 

Еще одним счастливчиком в Сильверстоуне можно было бы назвать Фернандо Алонсо. Он сумел финишировать 5-м, что для испанского ветерана при нынешнем уровне его машины «Альпине» можно уже считать успехом. 

Следующий этап состоится ровно через неделю в Австрии в окрестностях небольшого городка Спиелберг, где все билеты на домашнюю трассу «Ред Булл Ринг» австрийской «конюшни» были распроданы еще весной.   

Личный зачет чемпионата:

1. Макс Ферстаппен («Ред Булл») – 181
2. Серхио Перес («Ред Булл») – 147
3. Шарль Леклер («Феррари») – 138
4. Карлос Сайнс («Феррари») – 127
5. Джордж Рассел («Мерседес») – 111
6. Льюис Хэмилтон («Мерседес») – 93
7. Ландро Норрис («МакЛарен») – 58
8. Вальтерри Боттас («Альфа Ромео») – 46
9. Эстебан Окон («Альпине») – 39
10. Фернандо Алонсо («Альпине») – 28
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter