Философия между

Если в темной комнате есть черная кошка, найдется кто-то, кто начнет ее ловить, опрокидывая стулья и натыкаясь на стены.
Если в темной комнате есть черная кошка, найдется кто-то, кто начнет ее ловить, опрокидывая стулья и натыкаясь на стены.

Если в стране есть молодежь, то она попробует изобрести нечто свое, эксклюзивное, дерзкое, умное-преумное... Поэтому везде, где наличествует интеллект и творчество, образуются всевозможные неформальные объединения и проекты продвинутой молодежи.

Журнал "Памiж" - это как раз из вышеупомянутых проектов. Его издатели - студенты философского факультета Белорусского коллегиума, каковой презентуется как форум для проведения публичных лекций и дискуссий.

Скорее всего, уважаемый читатель, ты никогда не слышал о журнале "Памiж"... Неудивительно - тираж всего 299 экземпляров, ориентация - традиционная для эстетов и интеллектуалов, то есть на элитарность... Так стоит ли вообще говорить об этом? В наших очередях когда-то не любили тех, кто "в шляпе".

Только время очередей давно прошло, и вот уже на страницах журнала "Памiж" в дискуссии "Роля iнтэлектуала у культурнай самаiдэнтыфiкацыi" звучит мысль, что в "нормальной" стране должны быть "нормальные" интеллектуалы, которых волнуют не вопросы типа "а что народ скажет?", "а поймут ли?", а забота о своей профессии.

Почти все начинающие философы коллегиума - поэты, прозаики, драматурги и т.п. Поэтому журнал имеет подзаголовок "Крок ад мыслення, лiтаратуры, спакусы", и большую его площадь занимает именно литература, правда, густо замешанная на философии. Название одна из редакторов объяснила так: "Патрапiушы у гульню з адлюстраваннем, трэба самому стацца люстэркам, тым, што ПАМIЖ, мяжою, што аддзяляе чорнае ад белага i разам з тым злучае iх у адно".

Когда я слышу ворчание на сегодняшнюю молодежь, которая слушает сплошь "муси-пуси" и гоняет за "Клинским", я невольно думаю, что аналогичное ворчание могут вызвать и слишком умные и непонятные молодые люди, читающие какого-то постмодернистского Бодрияра, устраивающие перформансы, на которых отрывают куклам пластиковые конечности и пишут тексты вроде "трызнiла слова Паэтам, як зямля, пэ›на, трызнiць травою"... И это непонимание печально, хотя и неизбежно. Но народ должен позволять себе роскошь иметь, кроме "обыкновенной", и высокоинтеллектуальную, мыслящую молодежь, которой нельзя диктовать, как мыслить и что делать, из которой затем, возможно, выйдут поэты и философы.

Впрочем, не будем преувеличивать. Изрядная часть из того, что печатается в "Памiж", симпатично, интересно, но не выходит за пределы "студенческой литературы". И слава Богу - пусть таланты пройдут в своем развитии все естественные стадии и "выживут" достойные.

Что ж, белорусская культура всегда требовала энтузиазма. Но достаточно ли только одного его?

Недавно мне привезли из Москвы любопытную книгу: сборник прозы двадцатилетних. Поскольку в молодежном клубе "Лiтаратурнае прадмесце", которым я руковожу, хватает двадцатилетних прозаиков, мне было особенно любопытно сравнить их и наших. Первого автора я прочитала с удовольствием - ну надо же, как умеют писать! Потом следовал "производственный роман" о скромных труженицах секса по телефону... Это тоже читалось неплохо. Далее - антиутопия, потом что-то типа социальной сатиры... В общем, напоминало студенческие "приколы": Анна Каренина - злобная старуха-инвалид из "коммуналки", хранящая под кроватью чемоданчик с набором вибраторов... Тем не менее и это, если не с художественной, то с технической стороны было написано вполне профессионально... Как ни странно, к концу чтения чувствовалось некое однообразие - стилистическое, сюжетное... Это была хорошо обработанная, "сделанная" опытными редакторами проза. Редакторы эти хорошо знают, какой должна быть сегодня литература двадцатилетних, чтобы продаваться, и если побродить по Интернету (из которого издатели, кстати, и выловили ту же Денежкину), то клоны этой литературы встретятся повсюду.

С одной стороны, хорошо, что у молодых есть шанс попасть в систему "раскрутки", получить славу, деньги и перспективу. С другой стороны - все минусы шоу-бизнеса и рыночных отношений, стереотипы, губительные для неокрепшего таланта.

Нет, потенциал наших молодых отнюдь не меньше. Например, проза авторов "Памiж" Александра Малама и Степана Панаева была бы вполне конкурентна на этом рынке. При соответствующей подаче, обработке и т.д. К тому же у наших авторов есть уникальное качество - они описывают белорусские реалии, проявляют белорусский менталитет (а кто еще это сможет, кроме самих белорусов?). И при этом их творчество происходит в контексте мировом. Им не нужно объяснять, что без знания своей культуры, без любви к ней ты не можешь ничего интересного дать миру.

Субкультура, молодежная культура, элитарная культура...

Какое значение имеют определения?

Главное - что в комнате есть кошка, и что ее ловят. Что есть "высоколобые" молодые люди, и завтрашняя национальная культура не сведется к заезжим "муси-пуси".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter