Одному из самых интересных и атмосферных музеев Беларуси — «Бездежскому фартушку» — исполнилось 25 лет

Фартук как искусство

В 2009 году коллектив музея «Бездежский фартушок» стал лауреатом специальной премии Президента Беларуси деятелям культуры и искусства за создание уникальной коллекции аутентичных узоров народного творчества, значимый вклад в сохранение и популяризацию местных ремесел, обрядов и диалектов.


В январе одному из самых интересных и атмосферных музеев Беларуси — «Бездежскому фартушку» — исполнилось 25 лет. Он расположен в агрогородке Бездеж Дрогичинского района Брестской области. Это единственный музей в мире, полностью посвященный конкретному предмету одежды — фартуку. В коллекции более тысячи экспонатов, так или иначе связанных именно с белорусскими традициями его изготовления — ткацкие станки и прочее. Однако сам по себе фартук — изделие, если так можно выразиться, наднацио­нальное.

Первые фартуки появились в Древнем Египте и были исключительно мужскими. Они мало походили на современные изделия и представляли собой драпировку, которая крепилась к кожаному поясу. Носили такую деталь одежды исключительно фараоны и высокопоставленные чиновники. В Римской империи фартуки были у воинов, жрецов и гладиаторов, в Средневековой Европе — у ремесленников. И только в XVII веке фартук стал частью национального костюма многих европейских народов, причем исключительно женского. Передники были разной длины в зависимости от предназначения: рабочие, повседневные и праздничные. В последних двух случаях аксессуар старались украсить как можно лучше: кружева, оригинальный крой и т.д.

Белоруски всегда отличались креативностью, поэтому в каждом регионе были свои секреты кроя и вышивки. Например, в классических бездежских фартуках преобладают красный и черный цвета. В старину для этого использовали нити, окрашенные дубовой корой, ольховыми шишками, луковой шелухой или сажей. С течением времени появились настоящие цветные нитки, узоры стали более оригинальными, но традиции остались неизменными — бездежский фартук ни с каким другим не перепутаешь. Самый старый передник, который хранится в местном музее, был создан местными мастерицами в 1880 году. А всего в коллекции их более 200, причем одинаковых нет.

Бездежские девушки пряли кудель с малолетства, с 11 лет начинали ткать, а к 14 годам уже собирали себе приданое. У каждой взрослой женщины в запасе было не менее 12 фартуков — по числу главных религиозных праздников. Специальные передники шили для знаковых событий — свадьбы, крестин и других. И сегодня женское население Бездежа не теряет своих корней: в местной школе народного творчества всех желающих обучают азам этого мастерства.

Секрет нитки и колечка

Агрогородку Бездеж уже более 600 лет — первое упоминание о селении относится к 1409 году, когда князь Витовт передал его костелу Пресвятой Девы Марии в Троках (Тракай). До того как в середине XIX века в соседний Дрогичин не провели железнодорожную ветку, Бездеж успел побывать местечком, а затем и городом. И уже к XVIII веку был известен по всей Беларуси своим ткачеством. Местные изделия (не только фартуки, но и рушники, скатерти и т.д.), помимо вышивки, славились еще и качеством льняного полотна — ослепительно-белого и невероятно тонкого. Для достижения обоих эффектов существовали свои способы. Например, ткань выбеливалась на свежем воздухе: ее расстилали на траве в солнечную погоду, постоянно поливали водой и переворачивали. А льняное волокно прочесывали крупным и мелким гребнями, затем — щеткой из свиной щетины. И только тогда садились прясть. Существовал и свой критерий качества: собранные вместе 300 нитей должны были свободно проходить через женское обручальное кольцо.

bebenina@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter