Факелоносец Победы

16 апреля 1945 года.
16 апреля 1945 года. Ночь. На Кюстринском плацдарме войска 1-го Белорусского фронта замерли в ожидании штурма Берлина. Томительно тянутся последние секунды... И вдруг в предрассветном небе, прямо над полем предстоящей битвы, зажигаются видимые на десятки километров факелы. Один, второй, третий, четвертый... И, повинуясь этому сигналу, все приходит в движение. Штурм! На Берлин!

Зажег факел уроженец поселка Чересы, что на Витебщине, командир 250-го гвардейского бомбардировочного полка дальней авиации подполковник Виталий Гордиловский. Огни Гордиловского - начало, а алые знамена над куполом рейхстага - венец, победная точка последнего и потому самого трудного сражения Великой Отечественной.

Идея подать особый сигнал к штурму Зеловских высот принадлежит командующему дальней авиацией (тогда это была 18-я воздушная армия) главному маршалу авиации Александру Голованову. Осуществить замысел решили с помощью специальных цветных ориентирно-сигнальных бомб, принятых на вооружение летом 1944 года. Эти бомбы, спускаясь на парашютах, горели в течение 10 минут ярким красным огнем, видимым в воздухе на расстоянии 90 километров. Чрезвычайно ответственное задание должен был выполнить самый лучший экипаж дальней авиации, который мог гарантировать командованию абсолютную уверенность в том, что факелы бомб вспыхнут в точно назначенное время (допускалось отклонение всего в 10 - 15 секунд) и в строго определенном месте - прямо над Зеловскими высотами.

Выбор пал на 4-й гвардейский Гомельский авиакорпус генерал-лейтенанта Георгия Счетчикова, чьи летчики летали на Б-25, оснащенных очень надежными автопилотом, навигационным оборудованием и средствами связи. Перст судьбы в лице генерала Счетчикова указал на командира 250-го гвардейского полка подполковника Виталия Гордиловского.

Кандидатуру Гордиловского маршал Голованов утвердил не без удовольствия... Оба, и главный маршал, и гвардии подполковник, получили крепкую закалку еще в горячем белорусском небе 1941-го.

В апреле 1945 года 250-й гвардейский бомбардировочный полк дальнего действия базировался в Польше, на аэродроме Мелец. Сюда 15 апреля прилетел генерал-лейтенант Счетчиков и лично поставил Гордиловскому задачу: сброс ориентирно-сигнальных бомб над Зеловскими высотами. Расстояние от Мельца до Кюстринского плацдарма - полтысячи с лишним километров. Полет выполнялся в строжайшей тайне, в режиме полного радиомолчания.

На обратном пути на родной аэродром Гордиловский встретил в небе армаду из 743 тяжелых дальних бомбардировщиков, которые, ориентируясь по его факелам, летели, чтобы нанести сокрушающий удар по врагу...

Странно, но до сей поры имя Виталия Гордиловского оставалось в полузабвении. В послевоенные годы в СССР старались не афишировать использование американских самолетов, поставленных по ленд-лизу на вооружение советских ВВС. А выполнил-то свой исторический полет Гордиловский именно на заокеанском "Митчелле"! К тому же в 1937 году, когда авиачасти захлестнула волна увольнений, был репрессирован - попал в список 5.616 изгнанных из ВВС и замком эскадрильи коммунист Гордиловский. Не понравилась кому-то его "непролетарская" фамилия? Все четыре года войны Виталий Александрович доказывал свою лояльность, выполняя самые трудные задания.

Николай КАЧУК.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter