Источник: Знамя юности
Знамя юности

Евгений Ткачук: семья дает мне возможность чувствовать себя счастливым

На экраны вышла драма Сергея Бодрова – старшего «Дышите свободно» с Евгением Ткачуком в главной роли. Это история о молодом человеке, который сильно заикается, что крайне осложняет его жизнь. В отчаянии он записывается на курс известного доктора… О новой роли, которая стала для Евгения уникальным исследованием души, любимом детище – конно-драматическом театре – и своей семье актер рассказал «Знаменке».



– Были особо памятные моменты в процессе работы над «Дышите свободно»? 

– Начиная с первого дня, когда мы занимались работой над голосом, языком, еще до начала съемок. Мы учились правильно дышать, и я понял, что дышать-то не умею. Мы стали говорить пословицы правильно – и я понял, что неправильно их произношу. Это вообще удивительная история, для меня этот фильм, его повествование стало внутренним откровением, что на самом деле, когда мы говорим не заикаясь, зачастую врем. Складываем готовый вербальный образ не задумываясь. А там, где начинаем спотыкаться, нас просто захлестывают чувства, действительно про­износимого в тот или иной момен­т. И уникальность иссле­дования Сергея Бодрова в том, где же находится тот человек и та воспеваемая душа, когда мы существуем в быту, в самом обычном процессе. Да, мы начинаем бороться с собой и спотыкаться еще больше. Не знаем, как справиться со своими чувствами, потому что их становится порой так много, что бывает сложно вообще что-то сказать.

– Вы перед съемками специально проходили курс, который прописан для людей с заиканием, чтобы избавиться от него...

– Нет, я никогда не думал, что вообще заикаюсь. Весь процесс и съемки прохо­дили так, что мы встречались с артистами, участвующими в фильме, и многие были друг с другом не знакомы. И в какой-то момент было не понятно, кто из них уже пробует роль, а кто реально заикающийся человек.

– Что нового вы прочувствовали в себе в результате этого эксперимента?

– Понял, что я в общем-то заика, просто скрываю это. После того, о чем мы говорили с Сергеем Владимировичем, понимаю, что каждый человек заика, и это душевный слом. Ведь иногда люди совсем перестают заикаться, а потом они вдруг могут заикаться на каждом слове, и это душевная проблема. Это было зрелое глубочайшее исследование в первую очередь себя, но и глубинность исследования этого процесса уникальна для нашего кинопроцесса. Для меня это очень хрупкая, какая-то запредельная работа, которую я не видел еще, я не могу ее осознать, буду смотреть ее тоже в кино. Но бесконечно благодарен и счастлив тому, во что мне удалось погрузиться.

– Что стало главной сложностью в этой работе?

– Главная сложность – научиться дышать. Это то, чего мы, люди, не умеем дела­ть ввиду наших стрессов и зажимов. Я при­коснулся к этому и про­должаю ра­ботать над этим вместе с лошадь­ми в нашем кон­но-драма­тическом теат­ре. Кстати, в работе со свободными конями это прорабатывается очень хоро­шо.

– Расскажите про своего героя Илью, в чем его личная драма?

– Он вернулся с войны контуженным, начал заикаться. И дальше все по­сыпа­лось: его перестали воспринимать люди, с ко­торыми он общался, жена. Ему запретили общение с ребенком, он замкнулся и совсем перестал говорить. Потихоньку он приходит в себя благодаря терапии и вниманию героини, с которой как раз только и может дышать свободно…

– Вам самому приходилось, как Илье, оказываться в любовном треугольнике? Знакомо ли вам состояние безответной любви?

– Мне кажется, в этой ситуации оказывается каждый человек. Как только появ­ляется привязанность, сразу появляется альтернатива. Это закон природы, и тут уже надо выбирать.

– По-вашему, что тяжелее пережить: когда ты любишь, а тебя нет, или наоборот?

– Наверное, сложнее пережить, когда тебя не любят. Потому что, если ты действительно любишь, у тебя возникает момент «не мое, но пусть будет счастье у того человека, которого я люблю». Если это действительно любовь, а не страсть. Ведь мы часто обманываемся, называя любовью страсти, нас обуреваемые.

Кадр из фильма «Дышите свободно»

– Что в таком случае для вас любовь? 

– Любовь – чувство глубокого принятия – это то, за что я готов умирать: моя семь­я, моя Земля, Родина. Это энергия, которая на­полняет меня.

– Кто вас самого на­учил любить и дарить любовь? Кому вы можете сказать спасибо?

– Я не только сегодня, всю жизнь готов говорить спасибо родителям, моему отцу в первую очередь, потому что это человек, ко­торый сформировал мою жизнь. Я понял, что искусство призвано растить человека, дарить ему веру. И, конечно, моя мама, которая занимается медициной всю жизнь и всегда всячески поддерживала и моего отца, и меня, и всю нашу семью в здравии.
С дочерью Евой


– Вы с детства играете в театре. Помните свои ощущения, когда впервые вышли на сцену?

– Помню. В какой-то момен­т подумал: «Какого хрен­а свет потушили!», а потом: «О, это же чудо теат­ра. Вот оно. Началось...» «Эй, папаня, маманя! Смотрите, какие у нас самолетики!» – первая моя реплика и первый выход на сцену в Пушкинском драматическом театре города Ашха­бада в спектакле «Ченкин». Мне было шесть лет.

– А, будучи подростком, грезили славой? О чем вы мечтали, когда осознали выбор профессии?

– Никогда не мечтал о славе. Мне важна идея и заложенная мысль в художественном высказывании. Все остальное, мне кажется, от лукавого.

– С каким настроем ехали покорять Москву, были уверены, что легко поступите в театральный институт?

– Уверен не был и дрожал всеми чреслами. И даже, надо сказать, во всех вузах провалился. Кроме режиссерского факультета ГИТИСа, где Олег Львович Кудряшов сказал: «Этого парня надо брать».

– Чем вспоминаются студенческие годы? 

– Это самое счастливое время в плане творчества. Была возможность пробовать все, и самым большим наслаждением было то, что рядом были такие же однокурсники, готовые на все и понимающие волшебность этого времени. Это четыре года, когда ты можешь твори­ть и вытворять, создавать из себя то, что, не исклю­чаю, вообще сработает в другом поколении. Но уникальность именно куд­ряшовского курса в том, что он позволял это делать, и он ждал этих открытий. Уверен, что ждет и сегодня, это величайший мастер! Я счастлив, что никто другой меня не взял. И мы действительно подружились. На данный момент, когда созваниваемся, я слышу от него одну и ту же фразу: «Давай там, продолжай с конным театром, это вещь!» И я понимаю, что не могу уже отсту­пить. Хотя бывают порой слабые моменты, и я думаю: «Бог ты мой, это невозможно». Но Олег Львович мне сверху говорит: «Нет. Ты взялся – делай».

– Его можно назвать главным учителем в вашей жизни?

– Мой первый и главный учитель – мой отец. Он заразил меня театром и творчеством. Над каждым спектаклем мы работали с ним вместе. Вот и сейчас он бы очень помог в нашей новой постановке. Надеюсь, как-нибудь во сне он придет и скажет: «Это не то, а вот это то». 

– Простите, что спрашиваю. Папы давно не стало?

– Уже четыре года.

– Вашему конно-драма­тическому театру «ВелесО» семь лет. Можете вспомнить, как пришла эта идея, как родилась любовь к лошадям? Это же можно назвать любовью?

– Да, чтобы людям было понятнее, можно назвать это любовью. Но в целом это уникальная возможность выйти за рамки драмати­ческого существования в прожи­вании лошадей того драма­тического материала, который возможен в театре. Это невозможно понять вербально, это можно только увидеть и сказать: «Ага, ничего себе. Это возможно».

– Как вам дается руководство театром? С какими сложностями тут сталкиваетесь?

– Наш театр существует коммуной, то есть у нас тут только идейные люди ввиду того, что нет никакого финансирования. Люди заряжены идеей, хотят и творят. Вот все, на чем существует театр.

– Получается, вы все равны?

– Знаете, когда приезжает 40 рулонов сена, а нам нужно начать репетицию или тренировку, то никуда не деться, надо срочно вытащить сено, отправить грузовик, потому что он тарахтит и с ним никакой репе­тиции, тренировки не получится. 

С супругой Мартой

– Насколько лошадь непредсказуемое животное? Случаются в процессе работы непредвиденные ситуации? 

– Все бывает, но это данность жизни. Тут вопрос другой, готовы ли мы сталкиваться со своей судьбой или нет. Даже самая обученная лошадь может повести себя непредсказуемо на первый взгляд, но если разобраться, то у всего есть причины. И в этом особенность конно-драматического театра, потому что вот она – природа, жизнь, и как следствие – импровизация. 

Удивительная история была с нашим лучшим артистом, Гротеском, именно тогда мы поняли, что это выдающийся жеребец. Когда вдруг после вялой, не получающейся сцены мы не смогли настроиться друг на друга, конь вдруг сумел поразить всех. В тот день я, видимо, плохо настроил его для работы, короче, не склады­валась совершенно, а главное, скучно и долго… В итоге я пытаюсь как-то закончить уже неудачную сцену: «Хорошо, уважаемые Гу и Гротеск, пожалуйста, бегите отсюда подальше, чтобы вас не настигла королева с ее охраной». На что Гротеск разворачивается от ворот, в которые он должен был выбежать, обегает весь манеж и прямо перед зрителями прыгает с четырех копыт, выкидывая априколь задними копытами. А это наисложнейшая фигура в дрессуре! Которую я до сих пор не знаю, как сделать.

– То есть это был экспромт? 

– Да, он просто не ощутил того наполнения и наслаждения от внимания зрителей, выбежал прямо к ним и сотворил априколь. Чтобы поразить всех сразу наповал. И здесь даже не возникает вопросов, это действительно конь, который понимает, что он не доиграл. Другого объяснения этому нет.

– Как при вашей колоссальной занятости вы умудряетесь находить время на семью? 

– Слава богу, мне это удается. Меня действительно очень часто не бывает дома. Но жена и дочь меня всегда ждут, и я жажду возвращения домой. При первой возможности!

– Вас, наверное, еще и ваш театр объединил, не просто так же вы его называете семейным?

– Так и есть. И моя супруга Марта тоже там работает, причем на самых ведущих ролях. Потому что только она может вести те направления мысли, те идеи, которые я пытаюсь сформулировать. За это я отдельно ей благодарен, за веру и понимание. 

– Вашей младшей доче­ри Еве семь лет, и она, кажется, повторяет вашу судьбу, растет артист­кой, выходит на сцену. Вас это радует? 

– Конечно, радует! Но я за то, чтобы она сама выбрала этот путь, и не заставляю. Как ей захочется, так и будет. Она уникальная девчонка, которая ищет свой путь. Не хочу на нее навешивать ярлыков. Да, Ева выступает в нашем театре, но в простом и легком режиме, в качестве игры. Мне никак не хочется, чтобы для нее это превращалось в работу. Для меня это очень важно. Театр не может быть никакой работой, театр – это высказывание сегодняшнего дня, опертое на желание.

– В вашем детстве тоже был театр, и для вас он, наверное, был не работой, а удовольствием?

– Да, это я сейчас понимаю, что он должен быть удовольствием. И даже дело не в этом, это не удовольствие. Театр должен быть сутью и местом высказывания. Даже для ребенка.

– Что вам сегодня дает возможность чувствовать себя счастливым и, вернусь к названию вашего фильма, дышать свободно?

– Моя семья. Только она. И я стараюсь расширить мою семью и мой театр. Он тоже моя семья, как и мои зрители. И люди, которые принимают мою точку зрения, это тоже моя семья. А ведь точку зрения они могут принять только тогда, когда придут в театр моей семьи.

ЕВГЕНИЙ ТКАЧУК

Родился: 23 июля 1984 года в Ашхабаде 
Образование: РАТИ-ГИТИС
Семья: женат, дочери Екатерина (13 лет), Ева (7 лет)
Карьера: снялся в 60 фильмах и сериалах, среди которых «Жизнь и приключения Мишки Япончика», «Зимний путь», «Курьер из «Рая», «Бесы», «Тихий Дон», «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов», «Девятая», «Обитель» и другие


Лика БРАГИНА (специально для «ЗН»), фото Александра ГАВРИЛОВА, пресс-службы фильма


 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter