Заслуженный артист Андрей Душечкин – о легендарной творческой династии и экспериментах на сцене

«Это профессия твоя, Андрей. Играй»

Ему удается все — уморительно‑смешные комедии и разрывающие душу драмы. У Андрея Душечкина бесчисленное количество работ в театре, более 130 — в кино, и каждую из них он подает с неподражаемым обаянием и легкостью, будто и нет за этим кропотливого труда, свойственного по‑настоящему одаренным актерам. Человек с тысячью лиц и одним, но таким горячим сердцем. Много лет назад он отдал его сцене НАДТ имени Горького и остается верен ей по сей день. Мы встречаемся в гримерной ставшего для него родным театра за несколько часов до спектакля, чтобы окунуться в воспоминания главных событий его жизни: детство, юность, удачи и поражения и, конечно, творчество, у которого, как выясняется, нет границ.

Когда назначают свыше

— Вы служите в НАДТ имени Горького больше 40 лет. Целая жизнь! С профессиональной точки зрения она сложилась счастливо?

— Абсолютно. Точно знаю, что театр Горького — моя судьба. Как‑то даже неловко об этом говорить, потому что актерские судьбы складываются по‑разному: удачно, неудачно, трагично, и найти свое место удается не каждому. Тем более стать в театре значимой фигурой. В НАДТ я пришел в 21 год, и меня сразу ввели в ведущий репертуар. Играл со звездами того времени — Юрием Ступаковым, Юрием Сидоровым, Рости­славом Янковским. Везло и с режиссерами. Начинал работать со знаменитым Борисом Глаголиным, который больше известен как режиссер Московского театра драмы и комедии на Таганке. Затем десять лет за постановки отвечал Валерий Маслюк. Он был одержим театром. За это время я сыграл много интересных ролей. Запомнились Борис Луценко, Витаутас Григалюнас. С последним связывает уникальная роль.  


Двадцать лет назад Григалюнас предложил мне сыграть Кончетту Меле в спектакле «Утешитель вдов». Я был в ужасе от того, что придется играть женщину. Еще и полтора часа на грим. Решил, что это чья‑то злая шутка. Но режиссер сказал: «Андрей, ты ничего не понял. Тебя ждет успех». Так и произошло. Все четыре года, пока шел спектакль, очередь за билетами начиналась от кинотеатра «Центральный».
— Репертуар и сейчас потрясающий. «Граф Монте‑Кристо», «Бесприданница», «Одураченный муж» в постановке художественного руководителя театра и талантливого режиссера Сергея Ковальчика — это только часть спектаклей с вашим участием. Как выбираете роли и бывает ли, что категорически отказываетесь от того, что не нравится?

— Понять сразу, что роль твоя, очень сложно. И порой действительно она не близка. Как пример — в «Графе Монте‑Кристо» играю бухгалтера Данглара. С этого персонажа начинаются беды главного героя — он пишет ложный донос. И несмотря на то что сам спектакль выстроен ярко, а своего героя пытаюсь сделать обаятельным, вся моя природа сопротивляется его подлости. По пути в театр даже как‑то подумал: «Ну почему мне достался этот персонаж? Я бы жить не смог, если бы поступил как он». И сам себе внутренне отвечаю: «Это профессия твоя, Андрей. Играй» (улыбается).

А бывает, что роль как праздник. Из сегодняшнего репертуара это комедии «Знойные мамочки», «Как стать богатым». На ура зрители воспринимают постановку «Одураченный муж». Мольер в принципе украшение любого театра, это гений сценических постановок, и наш спектакль получился ярким. Хотя пьеса с комедийными нотками, но не очень‑то и веселая, как это обычно и бывает в классической французской драматургии. Это не чистый фарс или комедия — там всегда есть капля дегтя, чтобы задуматься: а, собственно, над чем мы смеемся? К популярным отнесу также постановку «Идиот», где играю Лебедева. Спектакль появился в прошлом году и получил целую россыпь наград.

— А как же «Мастер и Маргарита» в Театре на Немиге, где стали Воландом? На мой взгляд, получилось одно из лучших воплощений этого во всех смыслах неоднозначного персонажа.

— Сейчас это моя любимая роль. Играю вместе с молодыми актерами, влюбленными в свое дело, что вдвойне приятно. Спектакль поставил режиссер Олег Коц и сделал это с большой самоотдачей, так что свободных мест в зале вы не найдете.  


Произведения Булгакова — всегда что‑то особенное, а «Мастер и Маргарита» вообще не нуждается в комментариях. Не склонен к мистицизму, но такие роли не приходят просто так — на них назначают свыше. Согласен с тем, что не каждому актеру удается попасть в образ. Тот же Олег Басилашвили, которому довелось играть Воланда в фильме Владимира Бортко, для многих неубедителен. Насколько получилось у меня — судить зрителям.
Но могу сказать, что подходил к этой работе очень и очень серьезно. У меня есть свое понимание этой непростой роли и свои профессиональные секреты, благодаря которым, надеюсь, все получилось.

— Не боитесь, что булгаковщина проникнет в вашу жизнь? Ролей, связанных с мистикой, актеры часто опасаются…

— Как человек верующий, я от Всевышнего не отхожу, поэтому о плохом не думаю. Свет и тьма — замысел Бога. Их нужно просто уважать, и все. Много лет веду религиозные программы на радио, начитывал Библию для известного аудиопроекта, ходил паломником со святым огнем, постоянно бываю в церкви. Это своеобразный духовный путь. Горжусь тем, что из рук митрополита Филарета получил грамоту от Белорусской православной церкви. Учитывая, что награда редкая, подарил ее Государственному архиву, где, уверен, ее сохранят. Был в моей жизни и случай, который нельзя объяснить рационально. Вместе с сыном Сашей однажды сплавлялись по реке и нашли Остробрамскую икону Божией Матери. Она плыла нам навстречу.

«Я не торгую театром»

— Не могу не спросить о ваших родителях. Мама — звезда театральной сцены, народная артистка СССР и БССР Александра Климова, отец — талантливый актер и педагог Андрей Душечкин‑Корсаковский. Что почерпнули от них в плане профессии?



— Начнем с того, что это послевоенное поколение. Мама в 1945 году переехала из Магнитогорска в Москву, чтобы поступить в Щепкинское училище. Отец — киевлянин, оканчивал театральный университет имени Карпенко‑Карого. Они много поездили по театрам Одессы, Харькова, Киева, Свердловска, а потом Министерство культуры БССР пригласило Александру Ивановну в Минск, как тогда говорили, «со всеми условиями», пообещав главные роли, звания, квартиру. Родители переехали. В Минске родился я. Отец вместе с мамой некоторое время поработал в НАДТ, но нашел себя как педагог. Он был человеком мягким и добрым, что, в принципе, передалось и мне. Так случилось, что Андрей Валентинович стал куратором курса, где я учился. Временами я плохо себя вел, не понимая, как ему тяжело. Хотя что возьмешь с 17‑летнего парня. Отец возился со мной, как с дитем, оберегал, терпел мои глупости. Но в большей степени в тяжелые минуты жизни, а они тоже были, спасали установки мамы. Любимая фраза Александры Ивановны: «Я никогда не теряла почву под ногами». Отношусь к жизни так же.  


У мамы были крестьянское воспитание, железная воля и несокрушимый характер. Что и сказалось в театре. Она вела себя со мной жестко. Научила честному и бескомпромиссному отношению к работе. Я не торгую профессией, театром. Не приемлю выстраивания для себя личных благ специально. Если заработал — тебе их дадут. Но если живешь только ради выгоды, а результат на втором месте — таких людей не приемлю. Никогда не стану с ними рядом. И, наверное, молчать об этом тоже не буду.

— Из того, что сказали, понимаю: отвоевывать свое место под солнцем приходилось не единожды.

— Начиная с первого курса театрально-художественного института. Причина была понятная. Как сейчас помню: нас, студентов, построили, вышел педсостав. Представляют: «А вот это куратор вашего курса Андрей Валентинович Душечкин. А это студент Андрей Душечкин». Немая сцена. Мне нужно сделать шаг вперед. И весь курс — зырк. В это время понимаешь: ты не только мамин сын, но теперь еще и папенькин сынок.

Негативных реплик в свой адрес за время обучения наслушался много. Но как‑то так устроен — это тоже, наверное, гены, — что скорее злюсь в ответ, чем пугаюсь. А может, дворовое детство сказалось, потому что учился в школе от завода имени Кирова, рос в Заводском районе, а там выжить было нелегко. Видя несправедливое отношение ко мне, отец говорил: «Ролями, Андрей, доказывай. Ни с кем не объясняйся, выходи на площадку и доказывай ролями свое право на эту профессию». Когда пришел в театр, неприятные истории тоже случались. Со мной не всегда здоровались в ответ. В какой‑то момент эта проблема отошла. Будучи одним из ведущих молодых артистов, кому и что нужно объяснять? Лет с 25 — 28 на меня стала ходить публика. В кассе спрашивали: «А Душечкин сегодня играет?» Тогда понял, что профессионально на все имею право.

«Что ты несешь? Ты все имел»

— Артистам приходится старательно готовиться к ролям. Читала, что в детстве, когда мама разучивала новый материал, отец уходил с вами гулять в парк, чтобы не мешать. В вашей семье что‑то подобное тоже присутствовало или не обращали внимания на ситуации, когда сын громко слушает музыку, на плите выкипел кофе, а в дверь в это время звонит сантехник?

— Мама — большая личность, актриса космического таланта, для которой было важно уединение. Со мной намного проще, спокойно существую со своими близкими и не требую особого внимания. К слову, сейчас, когда сын порой просит денег и говорит: «А помнишь, как мне в детстве трудно было?» — всегда отвечаю: «Что ты несешь? Ты все имел» (смеется). Сейчас Саше 27 лет, он тоже актер, поэтому во многих аспектах меня понимает и больше шутит, чем выдвигает реальные претензии.

— Ваш сын делает успехи в кино. Как отец наверняка гордитесь?

— Саша снимается с детства. Еще во время учебы в школе проявил себя в киноиндустрии и до сих пор тяготеет именно к этому направлению. Хотя всегда был разносторонним — состоял в модельном агентстве, а чтобы иметь рабочую профессию, прошел курсы кулинарии. Хотя ни о какой другой профессии, кроме актерской, речи не шло. Он окончил академию искусств с красным дипломом, пробовал себя на сцене театра Горького, драмтеатра Белорусской армии, но вовремя понял, что его призвание — кино. Есть подходящая для этого внешность. Плюс Саша — бывший спортсмен, имеет первый взрослый разряд по боксу, поэтому характер у него закаленный. Сейчас в списке работ — военная драма «На другом берегу», сериал о легендарных «Песнярах» — «За полчаса до весны». В этом году выйдет экранизация романа Короткевича «Черный замок Ольшанский». Надеюсь, фильмография будет расширяться.

Пишущий артист

— В вашей жизни есть еще одна большая страсть — поэзия. Вы член Союза писателей Беларуси, Союза писателей России и Союза писателей Союзного государства. Откуда возникла любовь к литературному слову?

— Все из детства. Свои первые произведения стал писать примерно лет с 12. Это были совсем простые, наивные, в чем‑то даже смешные стихи. Продолжил в студенчестве. Помню, когда на первом курсе нас, вчерашних школьников, отправили на картошку, взял с собой общую тетрадь с ручкой. В свободное время выходил в поле и писал стихи. Дальше много читал. Один из преподавателей, Илья Львович Курган, помогал открывать новых поэтов. Он буквально заставлял учить произведения тех, кто, как ему казалось, мне подходил, исходя из моей природы. Он систематизировал мое чтение уже в 17 — 18 лет, за что я ему благодарен.

— Неудивительно, что сегодня вас знают в том числе как литератора. Есть пять поэтических сборников, бесчисленное количество опубликованных стихов в литизданиях… Где находите время на увлечение и как впервые поняли, что им стоит заниматься профессионально?


— На любимое дело всегда можно найти несколько свободных часов. Серьезно литературой увлекся, наверное, в последние лет 15 — 20, и мои произведения сразу стали востребованы. Помню, как приходил со своими очерками и эссе в редакции — их сразу забирали в печать, что дало еще большую уверенность в своих силах. Оказалось, что у меня своя тема, которая ни на чью не похожа, — эссеистика артиста. За все время был постоянным автором и публиковался в лучших литературных журналах — «Маладосць», «Перша­цвет», «Нёман», «Новая Немига литературная». Огромное количество материала сохраняю благодаря литсайтам. Хотя долгое время не причислял себя к писателям, считая, что я просто пишущий артист. Сегодня, будучи награжденным медалью Франциска Скорины и лауреатом премии имени Максима Танка, порой задумываюсь: вполне неплохо для пишущего артиста (улыбается). Собрал разные стихотворные циклы. К 80‑летию Великой Победы в музее Великой Отечественной войны планируется юбилейная книга, куда вошел мой фронтовой цикл. Могу сказать, что стихи иногда значат для меня больше, чем театр. Пишу много и теперь уже этим просто дышу. Наверное, поэтому иногда происходят ситуации, на которые не всегда знаю, как реагировать.  
Не так давно написала женщина. Мы не знакомы лично. Поблагодарила за стихи и призналась, что недавно потеряла мужа, а на его надгробии написала мою строчку: «Я однажды уйду, все уходят однажды». Сказать, что я был обескуражен, — ничего не сказать, но это дало понять, что любовь к творчеству бывает разной. Наверное, это неплохо.
— У каждого актера, независимо от возраста и количества ролей, есть то, что еще хочется сыграть. Гамлет, князь Мышкин, король Лир — список можно продолжать бесконечно…

— В моей творческой биографии чего только не было. Приходили роли по Достоевскому, Булгакову, Шекспиру. В Гамлете, к слову, играл Горацио. Доводилось даже изображать молодого Янку Купалу в спектакле. Но есть и то, что мечтаю воплотить в будущем. Спектакль‑мечта для меня сейчас — «Иванов» по Чехову. Здесь показана судьба человека, который подошел к закату жизни и пытается осознать шкалу собственных нравственных ценностей. Он должен ответить себе на вопрос, как прожил отмеренные годы, что сделал для близких. Получается своеобразное подведение итогов, полезное для каждого из нас с человеческой точки зрения. Удастся ли сыграть — кто знает, но жду именно эту роль.

Если телефон, то кнопочный

— Никогда не ставил во главу угла деньги, — признается Андрей Душечкин. — Во‑первых, потому что случаев, когда человек уносил с собой на тот свет чемоданы с купюрами, пока еще не было. Во‑вторых, материальное никогда не заменит настоящих ценностей: любви, дружбы, взаимопонимания. И если уж выбирать, мне гораздо приятнее узнать о выходе подборки моих стихов, чем приобрести новый костюм или мобильный телефон. Кстати, он у меня кнопочный. Знакомые удивляются, а мне нравится!

Виртуальные друзья

— Есть артисты, которые буквально живут в соцсетях. Я не из их числа, — заявляет актер. — Для меня Facebook, Instagram или «ВКонтакте» — возможность поделиться творчеством. Проводить там часы считаю неоправданной тратой времени и сил. Хотя и полностью отказываться от соцсетей тоже неправильно. Через интернет приходят отзывы на роли, здесь артиста могут найти кастинг‑директора. А еще соцсети дают возможность найти родственников из других стран, с которыми развела жизнь.


Фото Дарьи ТИТОВОЙ и из архива героя.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter