22 июня телеканал «Беларусь 3» покажет в эфире классику военного кино

Это надо живым

На следующей неделе, 22 июня, в нашей стране отмечается День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны и геноцида белорусского народа. В этот день 82 года назад нацистская Германия начала кровопролитную войну против Советского Союза, а вместе с ней и беспрецедентную политику геноцида населения белорусских земель. Памятной и печальной для всех белорусов дате самая культурная кнопка отечественного телепространства посвятит тематические показы классики советского военного кино — киноповесть Виктора Турова «Через кладбище» и драму «Белорусский вокзал» Андрея Смирнова. 

Во время съемок финала «Белорусского вокзала» режиссер попросил Нину Ургант не плакать. Актрисе удалось не заплакать только после нескольких попыток.

Вечный покой

Весной 1965 года на советские экраны вышла дебютная картина режиссера Виктора Турова «Через кладбище» — самый необычный из всех фильмов о войне, которые были созданы к этому времени. С неоднозначными характерами, условным сюжетом, сюрреалистической атмосферой и элегантной музыкой Андрея Волконского. В 1994-м по решению ЮНЕСКО фильм вошел в число 100 наиболее значимых картин о войне. Виктор Туров, тогда уже признанный мастер, узнал об этом совершенно случайно. Вдова режиссера Тамара Турова вспоминала в интервью: «Ситуация вышла анекдотичная. О своем международном признании Виктор Тимофеевич услышал от кого-то из российских коллег, кажется, это был Сергей Соловьев. А уже через год его официально пригласили во Францию как члена почетного комитета кинематографистов по случаю празднования столетия мирового кино. На «Беларусьфильме» эту новость восприняли с огромным удивлением...»

Почти за каждый фильм Турову приходилось бороться, часто начиная уже с названия. Скажем, афиши с надписью «Через кладбище», появившиеся в кинотеатрах в канун 20-летия Победы, некоторые критики сочли чуть ли не пощечиной в адрес народа-победителя. Начинался фильм выразительно: от берез камера спускалась вниз, к кладбищу, подробно останавливаясь на каждом могильном камне. Настолько подробно, что можно было прочитать имена всех, кто нашел под ними вечный покой... В окончательной версии остались только верхушки берез и общий план. Но отстоять название Турову помогли: в ЦК КПБ нашелся человек, сумевший убедить чиновников от кино, что образ кладбища здесь ничуть не умаляет народного подвига...

В центре сюжета — небольшая группа белорусских партизан, которая берет на себя задачу по подрыву немецких военных эшелонов. В группу входят деревенский староста Сазон Иванович Кулик, 16-летний Михась и бывший механик Бугреев, который достает необходимое сырье для подрыва… Втроем они готовятся к очередному акту партизанского сопротивления в церковной строжке, но их планы нарушают немецкие солдаты… Продолжение истории — в эфире «Беларусь 3» в четверг в 10:40.

«Десятый наш десантный батальон…» 

Невероятно, на факт: в «Белорусском вокзале» нет ни одной батальной сцены, действие картины происходит через четверть века после Великой Победы, а выстрелы звучат только на кладбище во время прощального салюта. Однако именно этот фильм Андрея Смирнова признан одним из лучших произведений о Великой Отечественной. 

Сюжет известен: герои картины расстались на Белорусском вокзале летом 1945-го. Спустя 25 лет встречаются на похоронах боевого товарища. Последний раз они собирались вместе в день рождения своего бывшего командира Валентина Матвеева, 27 сентября 1946 года. И вот теперь все вместе они провожают Матвеева в последний путь. Тягостные сцены похорон, скомканные из-за нервного срыва вдовы поминки не дают им достойно помянуть фронтового товарища. Поэтому четверо друзей — ныне директор одного московского завода Виктор Сергеевич Харламов (Алексей Глазырин), главный бухгалтер другого Николай Дубинский (Анатолий Папанов), журналист из Калининграда Алексей Кирюшин (Всеволод Сафонов) и слесарь коммунальных сетей Иван Приходько (Евгений Леонов) — колесят по Москве в поисках места, где можно было бы спокойно посидеть и поговорить. 

В финале картины герои собираются в доме их бывшей батальонной санитарки Раи, сыгранной Ниной Ургант. Узнав о смерти Матвеева, она находит в себе силы спеть их любимую песню — об их родной воинской части, 10-м отдельном десантном батальоне 1-го Белорусского фронта.

К слову, мало кто знает, что песня «Нам нужна одна победа» была написана специально для фильма. Режиссер Андрей Смирнов обратился к Булату Окуджаве с просьбой написать стихи на музыку Альфреда Шнитке. Вместе с первой строчкой у Окуджавы родилась другая мелодия, собственная. На встрече со Шнитке и Смирновым он представил свои наброски. Композитор высоко оценил новую музыкальную тему и сделал на нее оригинальную аранжировку в виде традиционного марша для военно-духового оркестра. Этот марш прозвучал в финале фильма, а впоследствии стал одним из ярчайших музыкальных символов Победы на военных парадах 9 Мая.

leonovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter