Белорусский режиссер поставила в Сибири знаменитый мюзикл по Гоголю

Эти маски нам знакомы

В Иркутске при полном аншлаге состоялась премьера мюзикла-фантасмагории «Мертвые души». Над постановкой работала творческая группа из Беларуси: режиссер Анастасия Гриненко, хореограф-постановщик Дмитрий Якубович, Андрей Меренков придумал оформление сцены, а над эскизами для костюмов трудилась Юлия Бабаева.

Первое действие публика встретила настороженно, но уже к антракту зрители искренне болели за Чичикова, а финал сорвал овацию.
ИРКУТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР ИМЕНИ Н. М. ЗАГУРСКОГО

— Вместе мы ставили спектакли в Екатеринбурге, Кемерово, Якутске и, конечно же, в белорусских театрах. В Иркутск нас пригласил в 2019 году главный дирижер Иркутского музыкального театра Виктор Олин — ставить музыкальную сказку. Подружились с актерами, возникло желание сделать что-то еще. Именно тогда зашла речь о «Мертвых душах». Из-за ковида планы отложили. А этим летом получили приглашение сделать спектакль, — рассказывает Анастасия Гриненко. — Это мечта — поставить знаменитый «золотомасочный» мюзикл на музыку Александра Пантыкина и либретто Константина Рубинского, который стал прорывом для российского музыкального театра.

— Пьесы, написанные для конкретного театра и удачно поставленные, очень сложно сделать по-другому, так, чтобы не стать бледным подражателем. Однако Виктор Олин прислал демоаудио, на котором Александр Пантыкин сам поет за всех персонажей, и сразу стало понятно, какой должна быть история, — делится Анастасия.

Сцену оформили в стиле стимпанк — взяли за основу образ заброшенного вокзала в городе N, а он потянул за собой шестеренки, клепки, металл и паровую бричку. Действие оставили в XIX веке, актеров не стали одевать в современную одежду, но Чичиков оказался персонажем, созвучным веку XXI, если не сказать узнаваемым.

С ролью Гоголя — ее режиссер сделала сквозной, одной из главных — связана почти мистическая история. Актер Роман Лукьянчук рассказал, что в прошлом году в реквизите, считай, в мусоре, случайно нашел томик «Мертвых душ». Забрал, прочитал, а спустя год театр вдруг ставит мюзикл, актеру дают играть Гоголя. И действие начинается с того, что бездомный Селифан находит в мусорном баке книгу и пытается ее прочесть. На сцене, кстати, используется именно тот томик из реквизита.

— В числе моих любимых находок — сцена с чиновниками. Я называю ее «бюрократический ад». А еще и сон Чичикова, когда на сцене воплощаются герои произведений Гоголя, в том числе Шинель и Нос. Правда, выход Носа долго не получался — актер не понимал, как себя вести, как двигаться. И буквально на последней репетиции мы добыли ему особые очки, и с ними, наконец, все пошло, — улыбается режиссер.

Первое действие публика встретила настороженно, но уже к антракту зрители искренне болели за Чичикова, а финал сорвал овацию. Белорусская постановочная группа уверяет, что такая реакция для них не в новинку, зрители еще войдут во вкус.

Анастасия с командой вернулась домой, но говорит, что не против еще поработать в Иркутске:

— Когда сотрудничаешь с новой труппой — это все равно что взять в руки новые краски. Это другие индивидуальности и другой результат. Это всегда интересно. Тем более что артисты в Иркутске поразили своей работоспособностью. Мы ведь меньше чем за полгода все придумали и сделали. Это очень маленький срок, учитывая, что у театра свой репертуар.

Екатерина ДЕМЕНТЬЕВА.

mediakat@yandex.ru

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter