Есть вопрос

Когда вымысел лучше правды?

Когда вымысел лучше правды?


Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак, писатели:


— Когда в нем нет вранья. Например, книга может быть глубоко правдивой, даже если в ней рассказывается про Страну Чудес или школу волшебства.


Гражина Павловская, кандидат филологических наук, доцент Института журналистики БГУ:


— Если перед вами не документалистика — то очень часто. Например, Владимира Маканина, автора романа «Асан» (о войне в Чечне), упрекают в недостоверности. Тогда, мол, в Чечне не было мобильной связи, а имя бога войны — Асана, давшего название роману, не встречается ни в чеченской мифологии, ни в мифологии смежных народов. Словом, как реалистический роман грешит явными натяжками. Но как притча о войне — это удивительная и глубокая история... Литература — язык возможных миров, и все описанное вполне могло быть в одном из вариантов реальности. Во всяком случае, оно точно произошло в авторском воображении.


Анатоль Крейдич, главный редактор Ивановской районной газеты «Чырвоная звязда», писатель, председатель Брестского областного отделения Союза писателей:


— У мяне нават мiнiяцюра ёсць аб гiстарычнай праўдзе i мастацкiм вобразе: канкрэтны факт з жыцця — так было, але гэта няпраўда, i лiтаратурны вобраз — так не было, але гэта праўда... Возьмем мiлiцэйскi пратакол. Нешта здарылася незвычайнае — адзiнкавы выпадак, нехарактэрны для мясцовасцi, але выйшла заметка ў газеце. Праз сто гадоў людзi прачытаюць i вырашаць: для гэтай мясцовасцi такое было звычайнай справай. Але ж гэта няпраўда! Таму мастацкi вобраз нярэдка больш праўдзiвы, чым адасобленая праўда — пратакол, журналiстскi тэкст, падзейная заметка. Бо мастацкi вобраз — гэта мастацкае абагульненне.


Олег Рыженков, неоднократный победитель и призер чемпионатов мира по биатлону:


— Вымысел лучше правды, когда за его создание берется действительно большой писатель, который может и историческую правдивость сохранить, и потрясающие образы создать. А вот в документальной литературе всякого рода додумывания, на мой взгляд, недопустимы.


Анна Запартыка, директор Белорусского государственного архива–музея литературы и искусства:


— Вымысел можа быць прыгажэйшым за праўду. Але ў жыццi я не ведаю выпадкаў, калi б ён быў лепшы за праўду...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter