Вместе с дирижером Александром Анисимовым вспоминаем самые неожиданные факты его биографии

«Если в дирижере нет тока и даже паранормальных способностей, он не будет успешным»

Представить Александра Анисимова без дирижерской палочки просто невозможно

В начале октября неутомимый маэстро Александр Анисимов встретил красивый юбилей — 75 лет. Как и подобает настоящему музыканту, Александр Михайлович отметил его на сцене большим праздничным концертом под названием Sympho GALA. Телеканал «Беларусь 3» записал этот блестящий музыкально‑юбилейный вечер и уже в ближайшее воскресенье в 21:05 представит его своей аудитории. Мы присоединяемся к многочисленным поздравлениям в адрес народного артиста Беларуси и вместе вспоминаем самые неожиданные факты его биографии.


Итак, знали ли вы, что…

1 …Александр Анисимов родился в Москве, но уже более 40 лет живет в Минске

— Я отношусь к той немногочисленной категории людей, которые не очень хорошо помнят детство. Оно прошло в центре Москвы, в Тишинском переулке. Я учился в замечательной школе № 93, до сих пор с теплотой вспоминаю первую учительницу. Отец был партийным работником, позже преподавал философию в Московской консерватории. Кстати, очень любил музыку. А мама — экономист. По маминой линии в нашем роду имелись белорусско‑польские дворянские корни, а папа был, как говорят, от сохи: бабушка родила его прямо в поле в процессе жатвы. Хотя корни — это далеко не главное. Можно иметь богатейшую родословную и ничего из себя не представлять. Самое важное — это семья, которая тебя взрастила и воспитала.

2 …первые деньги маленький Саша заработал пением на дедушкиных халтурах

— Музыкальные способности у меня обнаружил дедушка‑гармонист. Сейчас эта профессия достаточно редкая, принадлежит по большей степени фольклорным ансамблям. Дедушка был самоучкой, играл для людей за деньги на праздниках. Хотя по основной профессии трудился сапожником. Так вот, он часто просил меня спеть, и я делал это с огромной радостью. Знал весь дедушкин репертуар: и «Песню ямщика», и про любовь все песни, и про страдания... Но моей самой любимой композицией была «Родина»: «Вижу чудное приволье, вижу нивы и поля…» И, к слову, уже тогда, в шесть лет, я начал зарабатывать. Дедушка брал меня на свои, как он их называл, халтуры. И все просили, чтобы «вот этот кудрявый мальчик спел», что я с удовольствием и делал.

3 …музыкой начал заниматься достаточно поздно, в 13 лет

— Как‑то в пионерском лагере, когда мы всем отрядом готовили концерт, на меня обратил внимание музрук: «Саша, тебе обязательно нужно прослушаться в хоровое училище». И он написал письмо Александру Васильевичу Свешникову — известному педагогу, мастеру хорового дирижирования. Мы с мамой и этим письмом пришли к Свешникову. Он спросил: «Ну, что споешь?» Я выбрал «Родину». Оказалось, что это и его любимая песня! Это решило мою судьбу. И меня сразу взяли в четвертый класс, хотя я не знал ни одной ноты. К счастью, в училище был замечательный педагог по фортепиано. И уже через год я догнал своих одноклассников по всем музыкальным предметам.

Кстати, задатки руководителя во мне проявились уже тогда. Мне очень нравилось за что‑то отвечать. К тому же я чувствовал, что могу (и умею!) увлекать своей идеей других. И когда в училище начались занятия по дирижированию, сразу понял, что это моя профессия. Знаете, если в дирижере нет тока и даже паранормальных способностей, он не будет успешным. Скажем, знаменитый главный дирижер Берлинской филармонии Герберт фон Караян немногое делал руками. Но он делал музыку своей личностью, и тот ток, который от него исходил, попадал и в сторону зрительного зала, и в сторону оркестра. Многие известные личности пытались стать дирижерами, но позже отказались от этой затеи. Даже такой гений, как Святослав Рихтер, пробовал дирижировать, но понял, что это не его.

4 …после первого выступления в Минске Анисимову сразу предложили место дирижера в оперном театре

— Конечно, на тот момент я совершенно не думал о переезде. В Минске в тот год проводился Первый всесоюзный фестиваль музыкальных театров. Я был в списках тех, кто поедет. Для демонстрации своих возможностей выбрал «Дон Жуана» Моцарта. Видимо, так хорошо продирижировал, что ко мне сразу обратились с предложением о работе. Но я не принял его, вернулся в Ленинград. Через какое‑то время раздался звонок из Минска: «Мы предлагаем вам должность главного дирижера». И вот здесь я, конечно, не смог отказать.

5 …в 32 года стал дирижером Большого театра Беларуси — и на тот момент был самым молодым главным дирижером в Советском Союзе

— Когда приехал в Минск, музыканты оркестра приняли меня очень тепло: запомнили еще по тому Всесоюзному фестивалю. Конечно, не могу сказать, что абсолютно все в театре были в диком восторге от появления столь молодого человека за пультом. Но все артисты и руководители — достойные люди, поэтому никто не отпускал в мою сторону никаких комментариев. Мало того, знали отношение ко мне таких профессионалов, как Ирина Архипова, Владислав Пьявко, Мария Биешу, которые приглашали меня на свои фестивали, когда я еще работал в ленинградском Малом театре (сегодня — Михайловский).

6 …сопровождал первое выступление в Москве Монсеррат Кабалье

— Тому концерту предшествовала, как это принято, большая пресс‑конференция. И московские журналисты спросили у великой певицы: почему, мол, она пригласила неизвестного дирижера из Минска, если в Москве (и России в целом) достаточно сильных дирижеров? На что Кабалье ответила: «Мне остается только жалеть, что вам неизвестен этот дирижер. Европа его знает хорошо». Это действительно был один из знаковых концертов в моей жизни.

7 …бережно хранит дирижерскую палочку Леонарда Бернстайна

— Никогда не забуду работу с оркестром римской академии «Санта‑Чечилия», одним из лучших европейских оркестров. Я приехал к ним с программой русской музыки. И вот проходит одна репетиция, вторая, после третьей ко мне подходят музыканты и протягивают коробочку со словами: «Маэстро, мы хотим, чтобы вы приняли от нас подарок. Это палочка Леонарда Бернстайна». А история такая: он отдал эту палочку и сказал, что если они найдут достойного дирижера, то она будет ему подарком. И музыканты преподнесли палочку Бернстайна мне — это огромная честь. Я ею не дирижирую, бережно храню как память. Почему? Потому что у меня, бывает, во время концерта палочки улетают в зал, и зрители иногда не отдают их обратно. Потерять такой подарок было бы крайне жаль.

8 …став худруком и главным дирижером Государственного симфонического оркестра, убрал из репертуара белорусскую музыку, чтобы… вернуть

— Когда в 2001 году я пришел в оркестр, поставил перед собой две задачи: во‑первых, вернуть старого зрителя, а во‑вторых — приобрести нового. До этого ведь какая ситуация была? Оркестр играл белорусскую музыку, послушать которую приходили, условно, 7 — 8 родственников композитора. Меня такая ситуация не устраивала. Играть для пустого зала, сами понимаете, не хотелось. Тогда я пошел на радикальный шаг — убрал из репертуара все белорусские произведения. Да, меня критиковали. Но это принесло свои плоды: играя мировую классику, мы завоевали доверие зрителя, залы набивались битком. Со временем я стал дозированно вводить в репертуар и белорусские произведения. И зритель не отвернулся! Сегодня мы играем музыку Андрея Мдивани, Анатолия Кузнецова, Галины Гореловой при полном аншлаге.

9 …однажды во время спектакля обнаружил, что перед ним партитура совершенно другой оперы

— В тот день в театре давали «Трубадура» Джузеппе Верди. И поскольку я дирижировал этой оперой достаточно часто, знал ее практически наизусть. И вот начинается спектакль, музыканты играют, я дирижирую и в партитуру практически не смотрю. Но в какой‑то момент опускаю глаза вниз и вижу, что передо мной… нотная запись «Травиаты»! Что делать? Продержался до антракта, к счастью, у меня хорошая память. Уже потом пошел разбираться. Оказалось, в нотной библиотеке элементарно перепутали партитуры.

10 …иногда выступает вместе с сыном Александром

— Конечно, эти концерты более волнительные, чем обычно. Но я стараюсь позаниматься с ним так, чтобы это волнение не мешало нашей общей радости музицирования. А еще, когда получается, охотно играем с Сашей в шахматы — очень их люблю. Иногда идем с сыном в кафе недалеко от дома, где болтаем на близкие нам обоим темы и так отдыхаем. Люблю общаться с дочками — это мои дети от первого брака. Старшая одно время работала хормейстером в Детском музыкальном театре‑студии при Большом театре. Младшая окончила минский хореографический колледж, танцевала в белорусском Большом. Потом поступила в училище имени Щукина в Москве, играла в театре и сериалах. Но встретила будущего мужа и посвятила себя семье. У меня шестеро чудесных внуков. Они придумали мне прозвище Дедушка‑дирижер, от него я, честно говоря, в восторге.

leonovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter