Фото с сайта box5-perm.ru
К чему это я? Просто грустно слушать сводки ГАИ, особенно после выходных и праздничных дней. Автоаварий, нередко со смертельным исходом, десятки, и количество их, несмотря на все потуги ГАИ, не уменьшается. В качестве причин обычно называются алкогольное опьянение, неумелое вождение, несоблюдение правил дорожного движения. Все это действительно имеет место. Как и неважное на некоторых участках дорожное полотно, особенно в сельской местности, где в распутицу местами только на тракторе и проедешь.
Но, безусловно, еще одной весомой причиной аварий является техническое состояние машин. Зачастую приобретается не автомобиль, а автолом. Вспомним, какой ажиотаж был у нас с подержанными автомобилями? С Запада везли все, что сумели завезти.
Конечно, большинству из нас найти деньги на покупку авто прямо с конвейера довольно проблематично. Как вариант в нашей стране организовано собственное производство. Первые белорусские легковые автомобили на совместном белорусско-китайском предприятии «БелДжи» сходят с конвейера в Борисове. Уже в ближайшее время завод сможет изготавливать 10 тысяч машин в год. Это только первый этап. К 2020 году объем производства планируется нарастить до 120 тысяч. Сейчас ведутся проектные работы по строительству нового завода.
Искренне хочется верить в успешность проекта. Невольно вспоминаются неудачные попытки организовать производство американских «фордов» и иранских «самандов», которые позиционировались как «народные» авто. Не получилось, первую передачу так и не включили.
Теперь набирает скорость «БелДжи». Для расширения производства предприятию недавно предоставлен льготный покупательский китайский кредит почти на 160 миллионов долларов. Кредитное соглашение между СЗАО «БелДжи» и филиалом «Эксимбанка» Китая в провинции Чжэцзян заключено в ходе майского визита в нашу страну председателя КНР Си Цзиньпина.
Новый белорусский автомобиль стоит, как подержанная иномарка, и, по отзывам владельцев, качество не хуже европейского. Вот только возникает вопрос: а где реализовать такое количество машин? На ЕАЭС надежда слабая, Казахстан граничит с тем же Китаем, а российский автопром сам выпускает практически все мировые бренды. Здесь нужна гибкая маркетинговая политика, широкая сеть салонов и современный сервис. Не грех поучиться менеджменту и у западных компаний.
Впрочем, первые и конкретные шаги уже сделаны. Предприятие освобождено от уплаты утильсбора при продаже автомобиля в нашей стране, представители завода нащупывают контакты на рынках новых стран Евразийского союза – Армении и Кыргызстана. Так что финансовая поддержка весьма кстати.
И еще в продолжение темы, которая, несомненно, небезразлична каждому автолюбителю и водителю. Беларусь имеет давние традиции автомобилестроения, хотя и грузового транспорта, солидную техническую базу. Почему бы на месте не организовать выпуск запасных частей не только к «БелДжи», но и к другим импортируемым автомобилям? В этом сегменте мы наверняка смогли бы найти взаимопонимание с ведущими европейскими и российскими производителями. Тогда и ремонт для наших автолюбителей станет не таким затратным, да и аварий на дорогах будет поменьше.
shevko@sb.by