Что сегодня происходит в чернобыльских регионах?

Эпоха возрождения

ТЕМА ликвидации последствий чернобыльской катастрофы и спустя более 30 лет остра и актуальна. Корреспондент ­«СОЮЗа» убедился в этом во время пресс‑тура по Гомельской области, организованного Постоянным Комитетом Союзного государства.

фото белта.

...Райцентр Хойники. Здесь я последний раз бывал летом памятного 1986 года, когда поселок был наводнен людьми в военной форме, дезактивационной техникой, а на лицах местных жителей читались безысходность и отчаяние. Район — один из самых пострадавших, пять десятков деревень, две сотни предприятий остались в зоне отселения. Но сейчас на улицах райцентра обычная неспешная жизнь тихой провинции: ухоженные пятиэтажки советского образца заселены молодыми специалистами, возле деревянных хат старожилов — аккуратные огородики, работают Дом культуры и лицей.

— Тогда казалось, что мир перевернулся, — вспоминает местная уроженка, заместитель председателя райисполкома Жанна Чернявская. — Но с тех пор все стало на свои места: растим детей и «зеленку» на огороде. Про радиацию, конечно, помним, диспансеризацию проходим раз в год. Отличий в здоровье от жителей других регионов она не выявляет. Земли у нас тщательно проверены. Так что урожай со своего огорода уже не носим на проверку. 

Сейчас в Хойниках живут 12 тысяч человек. За счет госпрограмм по преодолению последствий чернобыльской катастрофы сюда вложены немалые средства. Реконструировали завод ЖБИ, успешно работает завод гидроаппаратуры. По вкусу участникам пресс‑тура пришелся сыр хойникского цеха ОАО «Милковита». Он почти весь идет на экспорт. Как и значительная доля сметаны, сливочного масла, йогурта, молока этой марки.

На «Милковите» от нас ничего не стали скрывать. Предложили стерильную накидку, бахилы и чепчик, а затем показали производство. Инженер‑радиометрист Ирина Мороз:

— Молоко мы получаем с чистых территорий. Каждая партия проверяется на содержание радионуклидов.

Сопровождавший нас начальник областного управления по преодолению последствий чернобыльской катастрофы Дмитрий Рутковский дополняет:

— Нынешняя госпрограмма направлена в первую очередь на социально‑экономическое возрождение территорий. Большое значение для нас имеют и союзные программы. Приступаем к реализации уже пятой по счету. Деньги пойдут на укрепление пожарного контроля в Полесском радиационно‑экологическом заповеднике... 

И вот мы в самом заповеднике. Табло на въезде показывает: радиация 0,49 мкзв/час. Это в 2,5 раза выше нормы, но жизнь продолжается! Разве подумаешь иначе, когда мимо мчится табун прекрасных лошадей на двести голов.

— Лошадок разводим с 1998 года, — рассказывает ведущий зоотехник Елена Болдырева. — Породы — русский тяжеловоз и русская рысистая. Сейчас в стаде более 370 животных, состояние здоровья нормальное, хорошо размножаются. В этом году получили от 100 кобыл 85 жеребят — завидный результат. Лошадей охотно покупают фермеры, хозяйства, граждане. 

А еще в заповеднике стали проводить экскурсии. Желающие посмотреть на буйство дикой природы в закрытой для посещения зоне приезжают со всего света, от Австралии до Англии...

bibikov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter