Эпоха реставрации

В Мирском замке приступают к внутренним отделочным работам, а в Несвижском дворце обнаружены уникальные фрески
В Мирском замке приступают к внутренним отделочным работам, а в Несвижском дворце обнаружены уникальные фрески

Нынче Мир и Несвиж, считай, близнецы–братья. И сложно сказать, кто же более для матери–истории ценен: Несвижский дворец или Мирский замок. Ибо все значимые события в жизни переживали они вместе. Построены были с небольшой (всего–то в столетие) разницей, рассвет у обоих связан со временем, когда были в собственности у Радзивиллов. Теперь вот вместе переживают масштабнейшие реставрации. Даже срок сдачи «под ключ» одинаков: 2010 год. Потому на этих двух объектах даже шутка такая существует: «как в Мире (Несвиже) закончат — так и мы подтянемся...»

За тем, как идут реставрационные работы на этих важнейших исторических объектах страны, все мы следим с пристрастием. А как же иначе? Ведь речь идет не просто о памятниках архитектуры, внесенных в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Речь идет об исторических символах страны.

В лесах

Когда подъезжаешь к Мирскому замку, подкатывает легкое разочарование: замок снова одет в леса. Хрестоматийный для каждого из нас силуэт нынче размыт. Но это последний штрих: реставраторы проводят фиксацию раствора кладки. Чтоб уже никакие снега–дожди больше не могли ее подточить. Хотя бы в ближайшие полвека. Что же касается самой кладки, она так и останется разноцветной. Для того чтобы всякий смог «прочесть» по стенам всю биографию замка — от вкладок из бутового камня до современной кирпичной кладки. Этот «узор» на древних стенах — будто линии человеческой руки, в которых зашифрована вся информация о судьбе. Любые попытки их шлифовать или нивелировать были бы просто неестественными.

Работают в замке по солнечным часам. Точнее, от рассвета до заката. Во внутреннем дворике замка летают камни: рабочие разбирают остатки старой перекошенной брусчатки и начинают отмостку новой.

— Вот когда вы назад будете ехать — не поленитесь, загляните: двор совсем другим будет, — вытирает пот со лба Казимир Казимирович из Гродно.

На стройке нынче трудятся строители из окрестных райцентров — Кореличей, Барановичей и даже из области. Но рабочих рук все равно не хватает.

— В начале июня «на замке» должно работать не менее 350 человек, — говорит заместитель министра культуры Владимир Гридюшко. — Сейчас, к сожалению, чуть больше половины. А ведь самый сезон, надо идти за погодой, максимально эффективно использовать теплые дни.

Каждую неделю в Мире и Несвиже проходит штаб по координации реставрационных работ. На объекты приезжают специалисты из Министерства культуры, управления по охране историко–культурного наследия и реставрации, руководители подрядных и субподрядных организаций, представители местной власти. Заседание штаба проводит заместитель министра культуры Владимир Гридюшко. Надо сказать, что это не сочувствие издалека — выездная планерка проходит в экстремальных условиях кипящей стройки. Все ее участники, не жалея деловых костюмов, поднимаются на реставрационные леса, обходят дворцовые этажи. О насущном говорят на повышенных тонах — нередко еще и потому, что приходится перекрикивать рев работающих перфораторов или «болгарок».

Строительные работы вышли на финишную прямую: в скором времени белорусские мастера–реставраторы приступят к отделочным работам. Здесь специалисты единодушны в том, что основным мерилом должен быть историзм: если для системы водоотведения нужна медь, то ни о какой замене или стилизации речи идти не может. Или, скажем, в юго–западной башне, в которой сейчас расположена музейная экспозиция замка, пол настлан из бруса и не прибит. Туристы недоумевают: доделать что ли нельзя? Но башня–то оборонительная. И если ядро или зажженная стрела влетали в бойницу и загорался пол — брус поднимали и просто выбрасывали на головы неприятелей. Разве можно лишить башню такой подробности?

Начальник УКСа Минкультуры Виктор Римашевский показывает мне большой «граунд фло» — подземный этаж, выстроенный с наружной стороны замка.

— Здесь разместятся все технические объекты, для которых в замке по определению не может быть места, но которые необходимы всякому современному комплексу: инженерные службы, подсобные помещения, въезд для грузового транспорта. На первом этаже северного корпуса планируется ресторан, залы которого будут располагаться в сводчатых подвалах замка. Романтический интерьер, согласитесь?

Согласиться или же не согласиться с этим мы сможем уже скоро: к концу этого года должны быть завершены работы над первым пусковым комплексом: рестораном, подземным этажом и гостиницей с VIP–номерами и потрясающими видами на замковый пруд и итальянский садик.

Секрет дворцовых фресок

Если в Мире все работы идут внутри замка и внешние изменения не так заметны, то Несвижский дворец меняется на глазах. Въездную браму украшают теперь купола из темной меди, ветерок озорно гоняет флюгера с радзивилловскими золотыми гербами. Реставраторы преображают в первую очередь те элементы дворца, которые принято называть архитектурными доминантами.

Несмотря на то что дворец в Несвиже будет вводиться пусковыми комплексами (первый — в 2007 году), работы идут практически на всей территории дворца. Дворцовые крыши накрываются черепицей, а в надбрамной башне скоро даже приступят к «чистовой отделке» — укладке наборного паркета.

В замковом дворе орудуют краны и экскаваторы. А на клумбах уже высажены цветы — забота сотрудников музея–заповедника. Сей факт приятно поразил меня в прошлом году, но тогда стройка еще не расползлась по всему дворцовому комплексу. А нынче прямо посреди песка и керамзитовых блоков алеют головки тюльпанов.

— Беспорядок, который неминуем на стройке, не может превращаться в разруху, — сетует директор музея–заповедника «Несвиж» Валерий Столярчук. — В замок приходит немало туристов, я бы сказал, интерес к объекту даже больший, чем в предыдущие годы. Закрыть дворец от экскурсантов мы не можем: стараемся выдерживать необходимые условия безопасности.

У меня сложилось впечатление, что работы идут абсолютно в каждом покое огромного дворца. Нет здесь перекуров и праздничных дней.

— Но рабочих рук не хватает, — говорит Геннадий Горбунов, директор СУ–145 ОАО «Стройтрест N 25» города Барановичи. Это предприятие сейчас — генподрядчик объекта. — Недостает строителей высокой квалификации.

— В этом году инвестиционной программой нам выделено 24,4 миллиарда рублей, — продолжает директор музея–заповедника «Несвиж» Валерий Столярчук. — Это значительная сумма, и мы даже немного отстаем в графике освоения средств. При таком финансировании основная наша задача — только работать.

Вместе с тем в замке продолжаются и научные изыскания. Сергей Друщиц, научный руководитель реставрации замка, самое интересное приберег напоследок. Утопая в керамзитовых насыпях, мы пробираемся в один из залов Каменицы — наиболее старого дворцового строения. Совсем недавно здесь была обнаружена фресковая живопись. Да не просто живопись. По предположениям Сергея Александровича, последний раз ею любовались как минимум лет триста назад.

— К сожалению, живопись находилась под толстым слоем штукатурки, — рассказывает реставратор, — «достать» ее будет так же сложно, как в Архикафедральном костеле в Минске. Находка уникальная, одна из самых значимых за последнее время. Четко читается картуш, возможно, какое–то геральдическое изображение. Во время реконструкции 1850 — 1880 годов при Марии де Кастелян интерьеры были изменены под стилевые веяния, привезенные ею из Европы. Много фресок, которыми прежде был богат замок, тогда было уничтожено. Нынешняя находка дает большие надежды на то, что некоторая часть знаменитой живописи сохранилась. Впрочем, пока раскрытие фресок приостановлено. Идут первоочередные работы по усилению всей конструкции дворца: металл, штрабы, бетон. А степень сохранности у найденных фресок и так не самая лучшая. Так что наберемся терпения...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter