Елка, ласты и шампанское

Витебские экстремалы встречают старый Новый год... под водой
Витебские экстремалы встречают старый Новый год... под водой

Этот всеми любимый праздник они отмечают, не отступая от традиций. Есть новогодняя елка с игрушками, вокруг которой водят хоровод. В обязательном порядке присутствует Дед Мороз и, конечно же, шампанское. А то, что елочка колышется на воде, привязанная к грузу на дне бассейна, лишь прибавляет шарма этой, с позволения сказать, необычной вечеринке. Как и то, что у Мороза — минимум одежды: красный колпак, плавки, ласты да акваланг с маской. Участвующие в праздничном действе витебские экстремалы трудятся в разных местах. Но их давно связывают крепкая дружба, профессиональный интерес к ремеслу водолаза, а также непреодолимая тяга к романтике, путешествиям и различного рода приключениям. Последние пять лет накануне старого Нового года они собираются вместе и погружаются под воду со всеми полагающимися новогодними атрибутами.

— Когда дайвинг стал модным увлечением, сообщения о подводных свадьбах, встречах Нового года на дне часто можно было встретить в газетах, журналах, на телевидении, — вспоминает старший инструктор–водолаз пожарного аварийно–спасательного отряда «Витязь» Андрей Ремов. — Вот и мы с друзьями в начале 2004–го решили попробовать.

Первый раз в витебский бассейн «Молодость» погрузились человек 15. Компанию спасателям составили заместитель начальника парашютно–десантной службы 103–й мобильной бригады Александр Шпилин, Вячеслав Горин, тоже кадровый военный, перешедший на работу в ОСВОД, и другие. Аппаратов для погружения тогда собрали немного, поэтому на дно опускались по очереди. Сначала одна компания минут десять поводит хоровод вокруг плавающей искусственной елки и запустит по кругу бутылку шампанского, затем — другая...

— Почему натуральную елку с собой не берете? — интересуюсь я.

— Иголки расплывутся по всему бассейну и нас туда больше не пустят, — смеется Андрей Леонидович. — Приходится соблюдать чистоту!

— А шампанское под водой стреляет?

— Ну таких брызг, как в воздухе, вы не увидите, но хлопок слышен отчетливо!

После того как пробка из бутылки извлечена, главное — плотно закрыть горлышко пальцем, чтобы игристое вино не смешалось с хлорированной водой. Мне казалось, что пить шампанское на 4–метровой глубине неудобно и сложно, однако завсегдатаи подводных новогодних празднеств враз развеяли мои сомнения:

— Когда «чайников» начинают учить дайвингу, им едва ли не на первом занятии показывают, как в экстремальной ситуации можно дышать вдвоем, пользуясь одним аппаратом. Только там друг другу передаешь «загубник» — специальное приспособление, связанное шлангом с воздушным баллоном, — а здесь вынимаешь его изо рта и прикладываешься к горлышку бутылки, которую предварительно лучше перевернуть вверх дном.

При всей, казалось бы, неформальности мероприятия его сценарий предварительно обговаривается на берегу. Четко распределяются роли. Вода экспромтов не любит и пренебрежительного отношения к себе не прощает.

Прапорщик Ремов, который подводником стал благодаря знакомству с поисковиками, поднимавшими со дна рек и озер советские танки КВ, американские самолеты «Дуглас» и другую военную технику, сейчас, кроме основной работы, руководит клубом «Юный спасатель», объединяющим около сотни школьников из Витебска и Витебского района.

— Если раньше ребятишек на определенную глубину можно было опускать с 14 лет, — рассказывает Андрей Леонидович, — то теперь наши методики рассчитаны на 10–летних. Хотя в международной практике есть случаи, когда обучение начиналось и с восьми.

Кстати, многие друзья Ремова Новый год под водой встречают с детьми. Неудивительно, что завтра поводить хоровод вокруг елочки в бассейне витебского Дворца спорта «Комсомолец» соберутся едва ли не три десятка человек.

— Присоединяйтесь, — предлагает Ремов. — С аппаратом обращаться научим. Получите массу удовольствия и наберетесь новых незабываемых впечатлений. Это я вам как бывалый подводный Дед Мороз гарантирую.

Подводные истории

Сергей ПОСТОЯЛКИН, начальник водолазно–спасательной службы ПАСО «Витязь»: «Был я как–то на мысе Тарханкут в Крыму, где местные бизнесмены на начинающих дайверах деньги делают. Обучают «чайников» нырянию, водят в так называемую «аллею героев», где на глубине 11 метров на уступах скал расставлены бюсты известных политических деятелей, писателей, якоря затонувших кораблей. «Я — профессиональный водолаз, — говорю, дайте мне акваланг без инструктажа». Те уперлись: «Только за полную стоимость и с нашим гидом, без которого «аллею героев» ни за что не найдешь». Махнул я на них рукой, стал нырять на задержке дыхания. Обошел под водой все окрестности и за полчаса все–таки отыскал «аллею». Для туристов, которые впервые опускаются под воду, штука любопытная».

Вячеслав ГОРИН, начальник Витебской спасательной станции: «Несколько лет назад в реке Лучеса инженерно–саперная рота разминировала боеприпасы времен Великой Отечественной. Вдруг неожиданно из реки выскакивает водолаз, молодой боец, колотится от страха и вполне серьезно кричит: «Черт! Черт!» Никто из командиров ему, естественно, не поверил. Известно, что под водой предметы воспринимаются в искаженном виде. Но у самих все же появилось какое–то нервное напряжение. Забрались они на место, которое указал боец, подняли глаза, а над ними — голова с бородой и рогами! Даже опытным водолазам понадобилось несколько минут и недюжинное самообладание, чтобы разобраться наконец, что над ними колышется утонувший давным–давно деревенский козел, зацепившийся ошейником за прибрежные кусты».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter