Елизарьев рассказал, где проходит грань между взрослым и детским балетом, и как приучать детей к театру

В последнее время в Большом театре Беларуси очень активно обновляется детский репертуар. 14 марта прошлого года состоялась премьера оперы Павла Вальдгардта «Кошкин дом», 19 декабря к ней добавился «Пиноккио» Глории Бруни. В следующем сезоне ожидается детский балет «Конек-горбунок» на замечательную музыку Родиона Щедрина.

И все-таки детские оперы и балеты — это чаще всего музыка добротная, не более того. А воспитывать детей хочется — да и нужно — на музыке великой и гениальной. Как же быть?

— Балеты, вы правы, бывают разные, — говорит по этому поводу художественный руководитель Большого театра Беларуси, народный артист СССР Валентин Елизарьев. — Бывают для взрослых, бывают четко для малышей. Бывает смешанные — такие, например, как сказка Перро «Спящая красавица». К этой же категории относится «Щелкунчик». Я думаю, что практически всего Чайковского могут смотреть дети.

Очевидно, маэстро имеет в виду именно балеты Чайковского с их сказочными — пусть и не всегда благостными — сюжетами и волшебной атмосферой.

Но вот, например, «Анна Каренина», музыкальная партитура которой составлена из симфоний Чайковского, помечена в афише как «16+», и, на мой взгляд, это абсолютно правильно. То же самое, я думаю, будет и с балетом «Идиот», о котором обмолвился Елизарьев на одной из последних пресс-конференций:

— Новый балет «Идиот» по Достоевскому — это мое предложение, мы предложили его поставить Ольге Костель.

Ясно, что музыку для этого балета придется специально подбирать. Будет ли это Чайковский — увидим.

Разумеется, необходимо учитывать сложность музыки.

— Мне кажется, что для художественных произведений со сложной музыкой нужна музыкальная подготовка, — убежден Елизарьев.

Но тут уже зависит не от возраста. Десятилетний ребенок, увлеченно занимающийся в музыкальной школе и посещающий спектакли, гораздо лучше подготовлен к восприятию сложных произведений, чем взрослый человек без всякого музыкального опыта.

Вообще же, при выборе спектаклей для совместных походов с детьми Елизарьев советует опираться на общие интересы:

— Существует смешанная публика, когда спектакли интересны и взрослым, и детям. А есть произведения только для взрослых.

В каком возрасте начинать приводить ребенка в театр?

Тоже очень интересный вопрос.

— Совсем маленького ребенка можно привести на спектакль, в котором очень известный сюжет, многократно рассказанный дома. Чтобы этот сюжет он увидел визуально, а не только услышал сказку из уст мамы или папы. Так что это уже будет следующий этап в развитии малыша.

Отсюда вывод, что правильнее всего перед походом в театр правильнее всего рассказать ребенку даже не сказку, а либретто оперы или балета, ведь либретто может существенно уходить в сторону от первоначального сюжета. А, например, «Лебединое озеро» написано по сказке, которой нет!

Если в первый раз все прошло удачно, ребенок, скорее всего, полюбит театр, и это станет толчком для дальнейшего роста.

— Если ребенок полюбил театр на всю жизнь, — говорит Валентин Николаевич, — он попросит родителей повести его на другой спектакль и так далее — он развивается.

Примером такого развития может служить сам Елизарьев.

— У меня в семье не было великих музыкантов, ни великих хореографов, ни великих режиссеров, — рассказывает он. — Но мои родители тянулись к искусству, поэтому дома мы слушали серьезные произведения на пластинках, по радио.

Своих собственных детей выдающийся хореограф уже сознательно воспитывал в любви к искусству:

— Наши дети очень образованные музыкально. У нас в доме с удвоенной, утроенной силой звучала музыка. Мы ходили с ними и в драматические театры, особенно в Петербурге, где в ту пору был расцвет и режиссуры, и хореографии.

И, наконец, самый главный рецепт:

— Очень много дает общение и воспитание ребенка -куда его родители водят, к чему приучают. Чтобы это были не уличные брошенные дети, а заниматься ребенком и воспитывать его. Любовь к искусству прививается на всю жизнь — к живописи, к скульптуре, к театру…

И эта любовь украшает жизнь человека и наполняет ее особым смыслом.

Кстати, в Большом очень серьезно думают над новой детской оперой.

— Мы пока еще только нащупываем название, — говорит Елизарьев. — Желательно, конечно, чтобы она была белорусского автора, но с белорусскими авторами очень трудно. Они много обещают и пока не приносят партитуры в театр.

Но театр ждет… и, надеюсь, дождется!

juliaandr@gmail.com

Фото Большой театр Беларуси.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter