Элитным проспектом шагая

В ближайшие годы Минск коренным образом преобразится...

В ближайшие годы Минск коренным образом преобразится. Появятся новые комфортабельные жилые массивы, транспортные развязки, парки и скверы, мемориалы, скоростные трассы, спорткомплексы и даже города–спутники вырастут в окрестностях столицы. Да только один грандиозный проект небоскребного делового района «Минск-Сити» чего стоит! Амбициозность замыслов не может не потрясать. Вот только мнения о ближайших перспективах новостроек у горожан нынче самые полярные. От восторга до критики архитектурного генплана. Своеобразным отражением дискуссий о будущем столицы станет и очередной выпуск «Спор–площадки». Авторы полемической рубрики живут в одном городе, но видят его по–разному. Патриархальность или прогресс? Тишина на старых улицах или суматоха мегаполиса? Стандарты для всех или городской шик для избранных? Спорщики свои варианты уже назвали, а вот что думают о будущем Минска читатели, мы надеемся, вскоре узнаем из писем и откликов на редакционном сайте.


Против


«Сити» — не наше слово


Роман РУДЬ, любитель старины:


— Знаешь, Андрей, мне все чаще кажется, что Минск — уже не наш с тобой город. Едешь по МКАД вдоль бесконечных новых районов и понимаешь, что столицу захватило ненасытное племя застройщиков. Дух города, выраженный в его историческом силуэте, — пустое для них понятие. А смысл имеют лишь цифры: квадратные метры жилой площади, плавно переходящие в суммы прибылей. Думаю, дай им волю, они бы и площадь Независимости застроили панельными многоэтажками — ведь квадратный метр в центре стоит дороже... Но площадь пока не дают, поэтому проектанты стали думать не вширь, а ввысь: чтобы «упаковать» побольше людей на клочок земли, замыслили строить небоскребы. Вскоре эти башни, которые визуально задавят Минск своими махинами, появятся сразу в нескольких местах города. До 80 этажей высотой!


Считаю, если город и должен прирастать новыми домами, то лишь такими, как на Немиге: там построили невысокие здания, а их фасады стилизовали под архитектуру XIX века, чтобы не рушить исторический облик улицы, и так изрядно попорченный в советские времена.


У нас еще дышится более–менее свободно. Нет желания немедленно вырваться за кольцевую. Низенький, уютный центр Минска не давит на человека, как тяжелый имперский Санкт–Петербург или громадный надменный Манхэттен. К чему нам менять свои внешнюю привлекательность и приветливость, которые отмечают все гости города, на кальку с многочисленных «сити»? Это вообще не наше слово. Пусть высотки строят те, для кого оно родное. А ты — неужели действительно хочешь чувствовать себя букашкой среди гигантских коробок? Знаешь, как жители российской столицы, недовольные плотностью застройки, называют выросший вокруг их домов частокол небоскребов? «Зубы дракона». Ты тоже желаешь угодить в его пасть?


Подозреваю, ты скажешь, что массированная застройка окраин и рост этажности города — мера вынужденная. Мол, растет число жителей, никуда не денешься. Как это никуда? А дельная идея насчет городов–спутников? Это позволило бы решить проблему с перенаселенностью столицы. В Смолевичах, я слышал, будут строить экспериментальный район — модель такого спутника. Удобно: Минск под боком, а жилье — дешевле. К чему тесниться в новостройках на минских околицах?


Западноевропейцы и американцы, ужаснувшись тому, что они понастроили в своих городах, рвутся из них на природу. И там живут в небольших комфортных поселках, а в «сити» ездят только на работу. Мы еще не успели изуродовать Минск, потому, вероятно, не спешим обживать окрестные городки. Это недальновидно. Как бы завтра не пришлось бежать сломя голову в Жодино или Заславль... Это я говорю все о том же — мы с тобой здесь не нужны. Минск отстраивается не для нас, а для некоей неведомой элиты. Куда ни глянь, реклама: «элитный жилой комплекс», «элитная школа», «элитный район»... Откуда наберется столько элиты, чтобы жить в этих домах с подземными паркингами и зимними садами на крышах? Лучше бы подумали, как старые городские районы довести до уровня первоклассных... Иначе будут блестеть эти новенькие стеклянные башни среди наших тусклых крыш, как алмазы в навозе.


Вот задумали, например, сделать гигантский фонтан посреди Комсомольского озера. Для кого эта красота? Подозреваю, для постояльцев высококлассной гостиницы, напротив которой и устроят водную феерию. А у меня возле дома выкопали мелкий прудик с фонтанчиком, чтобы детишки радовались. Так он уже который год заполнен лишь мусором. Ну понятно, мы ж не элита...


Кстати, о гостиницах. Не понимаю, для кого в Минске проектируют столько дорогих отелей? Неужели завтра все богачи мира бросятся любоваться Свислочью? Сильно сомневаюсь. Зато твердо знаю, что сегодня обычному приезжему, посетившему город на пару дней, негде переночевать. И он бегает по вокзалу, разыскивая сердобольных старушек, которые устроят его в комнатушку на сутки. Как–то не прельщают его сверкающие фасады роскошных отелей, на номер в которых никаких командировочных не хватит...


Город должен быть комфортен для всех, а не для мелкой кучки заезжих и местных «аристократов». Поэтому было бы неплохо, чтобы и мои интересы как горожанина тоже учитывались. А желание у меня простое: уймите ваши порывы все перекроить да переустроить. Объяснюсь. Я живу в старом двухэтажном домишке, ему уже больше полувека. Говорят, еще пленные немцы строили. Да, он выглядит несовременно, не может похвастать блеском панорамных окон, да и лестницы в нем деревянные... Словом, бельмо на глазу высоких строительных технологий. Но именно в облике таких домов, по–моему, сохраняется душа старого Минска.


Впрочем, повторюсь: что застройщикам какая–то там душа, если на месте моего скромного «родового гнезда» можно установить безликую башню, где будет в десять раз больше вожделенной жилой площади? Менять душу на квадратные метры я не согласен. Оставьте мой город в покое.


За


Без страха высоты


Андрей ДЕМЕНТЬЕВСКИЙ, одобряющий планов громадье:


— Ничего не имею против российского города Таганрога. Не бывал, но слышал, что и народ там, совсем как у нас, гостеприимный, и девушки красивые. Но вот шуточки из передачи «Наша Russia», честно говоря, иной раз смешат. «Таганрог — единственный город в мире, где ребятишки не просятся к окошку в общественном транспорте». «Таганрог настолько страшный, что там маленьких детей пугают одним только видом из окна». «Именно Таганрог известен тем, что такие великие люди, как Пушкин, Лермонтов и Толстой, очень любили не приезжать в этот город». «Не все знают, что Таганрог — портовый город, а моряки считают, что лучше попасть в шторм, чем в Таганрог». Ты хочешь, Роман, чтобы со временем эти «подколы» проецировались и на наш родной Минск? Да–да, не стала бы белорусская столица притчей во языцех из–за своей нерасторопности и консерватизма. Хотя, если быть не слишком взыскательным, не «страдать» амбициями, то придраться вроде бы не к чему — город радует широтой проспектов, зелеными парками и скверами. Какие там еще есть славословия и штампы из путеводителей, Роман? Вот только маловато этого будет для евромегаполиса. У нас, как говорится, аккуратненько, но бедненько, неудобств масса, большие проблемы с жильем, транспортными потоками и тем же общепитом. И нечего обижаться на западных экспертов, которые недавно поставили Минск на непочетное 185–е место в мировом рейтинге лучших для жизни столиц. Отступать некуда, позади на 220–м — Багдад! Так что на повестке дня: шик, блеск, красота, комфорт, фешенебельность. И первые ростки этого самого блеска (при выгодном, кстати, отсутствии нищеты, трущоб) уже пробились — в виде сверкающего железнодорожного вокзала, «алмаза» Национальной библиотеки, «Минск–Арены», нескольких современных отелей... И, кстати, подземного торгового комплекса «Столица»! Да, Роман, застройщики уже давно придумали, как выгодно использовать главную площадь, но сделали это весьма деликатно, получилось симпатично, не хуже, чем в Москве — имею в виду «Охотный ряд», который шумит кассовыми аппаратами почти под Кремлем. Так что с нетерпением, в отличие от тебя, жду, когда станет возможным полюбоваться на первые небоскребы, когда появится «Минск–Сити», забьет со дна преображенного Комсомольского озера огромный фонтан.


Говоришь, все это будет создано для некоего бомонда? Не думаю, что в «элитных жилых комплексах» займут оборону фигуранты списка «Форбс». Жилье, Роман, сейчас никому просто так не достается — ни рабочему МТЗ, ни успешному бизнесмену. Просто разным слоям общества доступны разные стандарты: кому — новостройки в Сухарево (тоже, по–моему, неплохо), кому — апартаменты в каком–нибудь «Моцарте». И пролетарий, и коммерсант лезут в кредитное ярмо ради будущего и настоящего своих семей. Чтобы не пугать детишек видом из окна.


Знаешь, я далеко не герой, но совсем почему–то не страшусь в будущем чувствовать себя, как ты выразился, букашкой среди огромных «коробок». По мне, так лучше ощущать величие грандиозных комфортных строений, чем, словно великан, обивать косяки и тесниться в малогабаритной «хрущобе». Гораздо приятнее спускаться поутру прямо на центральную улицу столицы в скоростном лифте с верхотуры небоскреба, чем трястись полтора часа в электричке из города–спутника. Нет уж! Предпочту в перспективе любоваться видом минского «сателлита» со своего какого–нибудь там 124–го этажа. А потом по монорельсовой дороге — на работу! А вечерком можно и на озерную феерию полюбоваться — постояльцы того самого отеля, конечно, будут фонтаном восторгаться, но уедут в родной Таганрог, а мы, аборигены окрестных улиц, останемся здесь — наслаждаться обновленными скверами, спортивными аренами. Помнишь, как скептически относились многие горожане к той же «Минск–Арене»? Упрекали проект ледовой новостройки в элитарности, недоступности. Но зато теперь все в восторге. Болельщик уже протоптал туда народную тропу, хотя «Динамо» регулярно огорчает в матчах КХЛ. И звезды вроде «Рамштайна» тысячи своих фанатов на «Минск–Арене» собирают. Это, Роман, опять же к вопросу о мнимой элитарности и реальной доступности современных строек.


«Небоскребы — зубы дракона», — ты повторяешь это вслед за городскими эгоистами, которые страшатся высоты, привыкли мыслить по–провинциальному, ничего не видят дальше своего подъезда. А почему сразу не «клыки Дракулы»? Давай, вопи во всю ивановскую: «Огромный город высасывает из нас силу! Спасите!» Но пойми, наконец: тот город, который ты видел на черно–белых фотографиях, давно ушел. Оставим «старину» Львову, Риге, Вене — мы ретро в свое время не сберегли. Но постоянно причитать по этому поводу, горевать о судьбе деревянных лестниц я не хочу. Перспективы Минска кружат голову и заряжают энергией. Своеобразный «рестарт» нашей и так неплохой, но в будущем совсем шикарной столицы, уверен, научит не бояться высоты даже таких консерваторов, как ты.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter