Электрошок

Почему пассажиров бьет током на подножках троллейбусов
Почему пассажиров бьет током на подножках троллейбусов

Два ЧП в минских троллейбусах взбудоражили весь город. Безопасность общественного транспорта — сейчас самая обсуждаемая тема на интернет–форумах. Напомним, беспрецедентный случай произошел 25 ноября: на троллейбусной остановке студентку убило током. Не успели СМИ сообщить об этом, как на следующий день парень получил электрический разряд, прикоснувшись к поручню «рогатой» машины. Слава Богу, он остался жив.

Прокуратура Фрунзенского района Минска сейчас проводит расследование по факту гибели девушки. Через неделю, возможно, будут известны первые результаты. Пока же можно только строить предположения. На автотракторном факультете БНТУ, например, считают, что версий трагедии может быть несколько. Скорее всего, в троллейбусе 1987 года выпуска где–то прохудилась изоляция токоведущих элементов. По правилам (и это знает даже студент «политеха») в депо должны каждые сутки проверять троллейбус на токоутечки. Хотя пробоину «рогатый» мог получить и будучи на линии.

Некоторые называют произошедшее стечением обстоятельств. Пожалуй, случись это однажды, можно было бы согласиться. Но два ЧП подряд — это наводит на определенные размышления! Транспортники списывают все на песчано–соляную смесь. Мол, она прилипает к днищу и служит хорошим проводником тока. Но тогда получается, что зимой или в ливень ездить в троллейбусах априори опасно. Почему же, если они угрожают жизни и здоровью людей, машины в непогодь выпускают на линию?

— Меня тоже било током два или три раза в троллейбусах, — говорит главный государственный инспектор труда управления организации надзора и контроля департамента государственной инспекции труда Нина Пилипенко. — Отчего они в таком ужасном техническом состоянии? Эта сфера не подконтрольна Госэнергонадзору. Отсюда, на мой взгляд, и проблемы с безопасностью при эксплуатации. А ведомственный надзор, как показали эти несчастные случаи, недостаточно объективный.

Больше всего в этой ситуации удивляет позиция некоторых ответственных товарищей. Когда речь зашла о безопасности пассажиров, они спрятались за спины секретарш. Мы в течение нескольких дней буквально обрывали телефоны КУП «Минсктранс», троллейбусных депо города. Увы, получить комментарии так и не удалось. Гендиректор «Минсктранса» Владимир Сосновский не нашел даже нескольких минут, чтобы рассказать, безопасно ли ездить в наших троллейбусах. Редакция предлагала провести эксперимент и вместе со специалистами проверить безопасность общественного транспорта. Однако на другом конце провода нам вновь сказали «нет».

Тогда мы решили сами выйти на остановку и проверить с помощью индикатора напряжения, есть ли на корпусе троллейбусов потенциал. Электрического тока прибор не нашел. Зато в шести из десяти случаев устройство обнаружило электромагнитное поле около задних дверей троллейбуса, то есть проводка, возможно, не была защищена как следует. Понимаем, что наш эксперимент наивен и не может стать поводом ни для каких серьезных выводов. Но, как говорится, за неимением лучшего...

Очевидно другое: Минску нужно срочно обновлять троллейбусный парк. Три года назад из 998 машин, которые ездили по городу, 687 подлежали списанию! Сколько из них еще не отправлены на свалку? Наверняка потенциально опасный транспорт до сих пор курсирует по улицам.

В то же время «Белкоммунмаш» — один из крупнейших в СНГ заводов — производит столько современных и безопасных троллейбусов, что весь парк Минска можно заменить всего за один год. А мы ездим в старых консервных банках, которые протекают, разваливаются на ходу да вдобавок бьют током. Такое чувство, будто сюжет позаимствован из древнегреческого мифа о Тантале, изнывающем от жажды, стоя по горло в воде.

Впрочем, в следующем году КУП «Минсктранс» собирается приобрести для города самую крупную за всю историю существования «Белкоммунмаша» партию троллейбусов — сразу 200 машин. Выходит, транспортники знали об «адских машинах», которые давно подлежат списанию? Но почему же медлили с приобретением новых?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter