Выборы-2024: суверенный электоральный опыт – основа подлинной демократии

Электоральный суверенитет как маркер зрелости

Нынешний год — один из самых электорально насыщенных на планете: проведение президентских и парламентских выборов предстоит в 64 странах. Наибольшее число выборов запланировано в Европейском регионе — голосование будет проведено (или уже состоялось) по меньшей мере в 19 странах. Далее следуют Африка (18 государств), Азия (16), Америка и Океания. В совокупности население государств, где намечены выборы в наступившем году, составляет около 4 млрд человек — половина населения Земли, причем в голосовании, по экспертным оценкам, примут участие более 2 млрд избирателей. Не стало исключением и постсоветское пространство. Буквально вчера прошли внеочередные президентские выборы в Азербайджане. С 15 по 17 марта главу государства будут избирать в России. Однако во всем этом изобилии количество стран, в которых выборы можно назвать эталоном качественного и поистине народного выбора, а не инструментом влияния извне, невелико. И к этим странам стоит присмотреться внимательнее.



Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— Больше скажу: и делегатов ВНС, и представителей в местные Советы, в Парламент выбирать будет белорусский народ и только он, а не какие-то мифические наблюдатели от ОБСЕ.

Из Послания белорусскому народу и Национальному собранию, 31 марта 2023 года.

Азербайджан

Cтатус регионального лидера

Состоявшиеся вчера президентские выборы в Азербайджане весьма показательны. Текущий срок полномочий Ильхама Алиева на посту главы государства заканчивался лишь в апреле 2025 года, однако президент пошел на новые выборы досрочно. Эксперты связывают это как с непростой внешней ситуацией, так и с благополучной внутренней: после получения полного контроля над Нагорным Карабахом у Алиева максимально высокий уровень поддержки со стороны населения.


Но самое, пожалуй, главное — во время его ­президентства страна проводит успешную внешнюю и торгово-экономическую политику. Эти и другие факторы обеспечивают Ильхаму Алиеву широкую поддержку населения.
И это важно, ведь выборы в Азербайджане носят не только местный и региональный, но и в определенной степени глобальный характер — это отмечают многие наблюдатели, прибывшие из европейских стран. Как и то, что процесс голосования организован прозрачно. Как сообщает Trend со ссылкой на сайт Secki-2024 . az, глава наблюдательной миссии Национальной ассамблеи Сербии Сандра Божич заявила журналистам в Ханкенди:

— Я возглавляю сербскую делегацию, которой предоставлена возможность наблюдать за президентскими выборами в Азербайджане. Мы первая наблюдательная бригада, прибывшая в Карабах из Сербии. Сначала мы были на избирательном участке в Шуше. Могу сказать, что избирательный процесс проходит в соответствии со всеми избирательными законами, демократическими принципами и нормами… Сербская делегация довольна всем увиденным.

Голосование завершилось в 19.00 (в 18.00 по минскому времени). По результатам exit poll, обнародованным к моменту сдачи нашего номера в печать, 93,9 процента избирателей проголосовали за Ильхама Алиева. А по данным ЦИК Азербайджана, на 17.00 вчерашнего дня явка избирателей составила 70,85 процента, сообщил Trend.

Узбекистан

В соответствии с обновленной Конституцией

В Узбекистане досрочные выборы президента прошли летом 2023 года, но упомянуть их тоже стоит: эта страна сделала принципиальную ставку на электоральный суверенитет. Действующий президент Шавкат Мирзиёев именно его элементами и объяснял досрочное проведение той кампании:


— Почему я отказываюсь от оставшихся трех с половиной лет президентского срока по собственной инициативе? Потому что по нашему Основному Закону в первую очередь реформируются все ветви власти, серьезно меняются соотношение и баланс между ними. Во-вторых, наша обновленная Конституция ставит перед президентом, парламентом, правительством, министрами и хокимами (главами областей, аналогами губернаторов и мэров. — Прим. авт.) новые политические, социальные и экономические задачи, решение которых нельзя откладывать.

В обращении к нации президент Узбекистана подчеркивал:
— Отныне мы будем сотрудничать только с вами, с нашим мудрым и толерантным народом, по всем вопросам, связанным с жизнью государства и общества, текущим и перспективным развитием.
Недаром в нашем Основном Законе написано, что единственным источником государственной власти является народ.

Россия

Ценностно мотивированный выбор

В немалой степени защитой электорального суверенитета занята сегодня и Российская Федерация. Ведь активные попытки дискредитации российской избирательной системы извне только нарастают. Как отмечал в начале года сенатор Андрей Климов, возглавляющий комиссию Совета Федерации по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела страны, для подрыва российского электорального суверенитета Запад собирается привлечь почти 80 тысяч человек:


— Уже более месяца наша комиссия по защите государственного суверенитета, ее мониторинговая группа, занимается тем, что отслеживает информацию относительно внешних угроз электоральному суверенитету и политической системе России. Мы ни в коем случае не дублируем Центральную избирательную комиссию, наши правоохранительные органы, другие организации, которые занимаются выборным процессом. Мы занимаемся именно внешними угрозами, внешними попытками вмешательства, в том числе — в наш электоральный суверенитет.

Причина столь явной активности внешних деструктивных сил понятна. Тем более что исход президентских выборов в России мало у кого вызывает сомнения. На состоявшемся 7 декабря в Москве круглом столе Экспертного института социальных исследований аналитик ЭИСИ Александр Рудаков отмечал:

— Можно прогнозировать, что предстоящее голосование будет ценностно мотивированным. Людям важно воспользоваться своим избирательным правом прежде всего с точки зрения личных интересов, в силу стремления обеспечить надежное будущее для своих детей, семей, близких людей, ради сохранения политической и экономической стабильности. С другой стороны, присутствует и надличностный фактор, обусловленный патриотическим самосознанием и коллективными целями.

По словам руководителя Экспертного совета ЭИСИ Глеба Кузнецова, Запад не упустит возможности вмешаться в российские президентские выборы, как делал это всегда:
— Основные инструменты для этого: непризнание выборов, провокации, утверждения, что выборы прошли нечестно, неправильно. Тем не менее легитимность этих выборов будет обеспечена за счет высокого уровня участия граждан и их высокого доверия.

Беларусь

Качественный подход

Итак, возврат к реальной демократии возможен — если проводить выборы в интересах собственного народа, а не внешних доброхотов. Беларусь это демонстрирует много лет подряд, но в нынешнем Году качества выводит этот процесс, можно сказать, на новый уровень. Нынешняя электоральная кампания позволяет говорить именно так.


Во-первых, муссируемый оппонентами власти тезис о якобы отсутствии конкурентности в который раз опровергнут напрочь самой реальностью. На 110 депутатских мест в Палате представителей после регистрации претендуют 265 кандидатов. В возрасте от 23 до 66 лет. Конкурс — 2,4 человека на место. Конкретно по избирательному округу автора этих строк зарегистрированы четыре кандидата (а выдвинуто было и вовсе шесть). В местные же Советы депутатов на 12 514 мест претендуют 18 802 человека — примерно 1,5 человека на место.

Во-вторых, несостоятельны рассуждения противников нашей страны об отсутствии международных наблюдателей. Их количество будет исчисляться сотнями. Одна лишь Миссия наблюдателей от СНГ — порядка 150 таковых. Столько же ожидается из других стран, в том числе государств Евросоюза. И это притом что приснопамятная миссия ОБСЕ приглашения не получила, и в этом еще один важный элемент электорального суверенитета: на своих выборах нам хочется видеть объективных и беспристрастных специалистов, а не зомбированных «органчиков» с заранее состряпанными абсурдными заготовками.


В-третьих, выборы-2024 впервые проходят с серьезной аналитической составляющей. Сформирован научно-экспертный совет при Центризбиркоме, который будет помогать ЦИК заниматься анализом исполнения законодательства при проведении выборов. Активно работает еще одна общественно-консультативная структура ЦИК — Молодежный совет, члены которого уже провели множество встреч с молодежью в формате «равный обучает равного».

А в-четвертых — и это самое главное! — совершенствование Избирательного кодекса подчеркивает истинно демократическую суть электорального процесса. Отныне даже попытки — без того всегда бесплодные — превратить белорусские выборы в инструмент внешних политических сил — исключены.


КОМПЕТЕНТНО

Олег Дьяченко, заместитель председателя Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания по образованию, науке, культуре и социальному развитию, ректор Академии последипломного образования:


— Исторически сложилось в нашей стране, что выборы — это действительно процесс народного волеизъявления, когда граждане сами определяют, кто будет представлять их интересы в вертикали представительной власти. Многие поколения белорусов были воспитаны в духе народной демократии — приходили на избирательные участки и отдавали свои голоса за наиболее достойных представителей. Причем сам процесс сопровождался концертными программами, выступлениями коллективов художественной самодеятельности, словом, на избирательных участках и прилегающих территориях царила праздничная атмосфера. И это стало очень интересной и востребованной нашей традицией, особенность которой всегда отмечали иностранные наблюдатели.

Однако с наступлением времен, связанных с попытками вестернизации нашей страны, всевозможные западные мониторинговые группы, миссии, «правозащитные» сообщества стали через неправительственные организации целенаправленно вмешиваться в избирательный процесс в Беларуси, навязывая свои далекие от реальности и белорусских избирательных традиций представления.
Фактически западные миссии стали на очень порочный путь ничем не прикрытых посягательств на электоральный суверенитет белорусского народа.
Но нужна ли нам та демократия, при которой народ реально отстранен от принятия политических решений и вынужден подчиняться воле политических элит, поставленных и управляемых международным олигархатом? Конечно же, нет. Белорусы сами определяют свое политическое будущее.
Это и есть электоральный суверенитет, о котором недавно говорил Глава нашего государства. Никто не вправе навязывать белорусам правила политической жизни и решать за нас, кто достоин быть нашим депутатом в системе представительной власти, а кто нет.
Денис Дук, член Центризбиркома, ректор Могилевского государственного университета имени А. А. Кулешова, член Республиканского совета РОО «Белая Русь»:


— Электоральный суверенитет является маркером зрелости политической системы государства, он основан на верховенстве Конституции, национального законодательства и воле избирателей. Отрадно, что к выборам-2024 в Беларуси вопреки мнимой политкорректности заявлены очевидные факты: миссии иностранных наблюдателей должны руководствоваться объективными критериями по отношению ко всем без исключения странам, а политически ангажированным наблюдателям не место в правовом поле нашей страны.

Можно заметить, что такие страны и наши давние партнеры, как Россия и Азербайджан, также имеют ряд разногласий с западными либеральными «центрами мысли» и испытали на себе негативные последствия вмешательства в избирательный процесс. При этом в ОБСЕ так и не принят документ, устанавливающий единые стандарты выборов. Существенно разнится количество членов миссий наблюдателей от ОБСЕ в разных странах, что также вызывает много вопросов. Например, на президентских выборах США в 2020 году было аккредитовано всего 20 наблюдателей этой организации, а в 2015‑м на президентских выборах в Беларуси — 412! И это притом что американские выборы-2020 вызвали волну протестов в самих Штатах и поставили под сомнение эффективность и справедливость тамошней избирательной системы.
Сохранить электоральный суверенитет могут позволить себе страны с высоким уровнем независимости от внешних шоков, которые способны обеспечить стабильное функционирование экономики в угоду национальных интересов и которые защищены собственной армией и надежными союзниками. Именно эти тенденции характерны для современных белорусских реалий, а значит, обеспечение электорального суверенитета в нашей стране и у наших стратегических партнеров будет сохранено.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter