Экономист Светлана Хоновец: наша генетическая память — наш национальный иммунитет, наша сила

Аналитический склад ума, математические способности, умение расставлять приоритеты и намечать цели для получения максимальной прибыли. А еще рассчитывать важные экономические показатели и работать с большим объемом информации… Вот далеко не полный перечень навыков и знаний, которыми должен обладать экономист. И все эти качества присущи заместителю председателя Пружанского райисполкома Светлане Хоновец. Она курирует вопросы развития промышленности, бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и инвестиционной политики, труда, занятости, предпринимательства, энергосбережения и энергоэффективности… Согласитесь, немалый груз для хрупкой женщины.

— Светлана Николаевна, как думаете, что определило вашу профессиональную судьбу?

— Наверное, большие деревянные папины счеты. Я с ними играла с самого раннего детства. Потом дома появился арифмометр — механическая счетная машинка «Феликс». На нем легко и просто можно было множить и делить девятизначные цифры. Меня это так увлекало! Отец Николай Васильевич Салапура работал главным бухгалтером в колхозе «Ленинский путь», и дома часто говорили о работе.

Историю я любила не меньше, чем математику. Но при выборе профессии, пожалуй, отцовский авторитет оказался сильнее.

По распределению уехала с мужем на Гомельщину, а потом перебрались на мою родную Пружанщину. Я же родом из деревни Котелки. Трем хозяйствам нужны были экономисты. Мы и выбрали крепкое хозяйство — колхоз «Советская Белоруссия».

Признаюсь, первое время я была «дочкой Салапуры». Так что приходилось и собственный авторитет нарабатывать, и отцовский гордо нести.

— А как председательствовать стали?

— К 2007 году наше хозяйство уже переименовали в ОАО «Рудники». Прежний руководитель ушел на повышение, и мы остались без главы. Честно скажу, председателем быть не хотела, мне и моя работа нравилась. После почти пятичасового разговора с председателем райисполкома я все же сдалась, понимая всю ответственность.

Сказать, что было страшно, — значит ничего не сказать. Боялась, что не справлюсь: 1500 га пашни, около 900 голов КРС. Фермы все до единой старые, вот-вот стены завалятся…

— С чего начали?

— Со строительства молочно-товарного комплекса на 1000 голов. За два месяца похудела почти на 14 кг. Остался, как тогда говорили, телячий вес — 40 кг.

— Через четыре года — новое назначение: уже председателем сельского Совета.

— Нынешний председатель нашего райисполкома (а в то время председатель ОАО «Журавлиное») Михаил Гришкевич рекомендовал меня на эту должность. Многие ее считают простой. А вы попробуйте: 24 населенных пункта и более 2,5 тысячи людей.

Да и вопросы не такие уж и прозаические, как может показаться на первый взгляд: наведение порядка и дисциплина, демография и экономика, торговля и бытовое обслуживание, транспорт… Одним словом, все то, чем живет человек на селе. А в довершение ко всему — ежеквартальное подведение итогов социально-экономического развития сельсовета. Так что экономические навыки и здесь очень пригодились. А в феврале 2018‑го перешла в райисполком.

— Колхоз, сельский Совет, исполком… Плюс 20 лет депутатского стажа. Пройдя почти всю вертикаль, что считаете самым главным в работе?

— Внимание к людям, готовность прий­ти им на помощь. Человек важнее всего!

— К слову, об этом говорил и ­Президент, будучи 19 августа у вас в районе.

— Глава государства в очередной раз обратил внимание на важность поддержки сельчан, поставив в один ряд развитие производств, повышение эффективности их работы и вопросы социальной сферы. Экономика — это не только подсчет, но и анализ, и аналитика. Это возможность что-то изменить в районе, предложив единственно правильную стратегию.

— Как прошла уборочная?

— Продовольственная безопасность — в числе приоритетов и на постоянном контроле.
Показатели по зерновым лучше прошлого года. Так что голод нам точно не грозит — будем с хлебом! На порядок выше в этом году и урожайность рапса. Значит, белковыми кормами обеспечим животноводство с лихвой.
Сельское хозяйство — наш конек. Мы крепкие середнячки. По некоторым нормативам на сотые доли процента недотягиваем до принятых обязательств, но тем не менее идем с перевыполнением результатов 2021‑го.

— Да и молочные реки, как я понимаю, самые полноводные именно в Пружанском районе?

— Мы надаиваем почти 700 тонн молока в сутки, уже много лет удерживая пальму первенства в стране по валовому производству. И показатели эти только растут.

— Уж вы-то точно знаете цену каждой копейке. Что надо сделать, чтобы денег в районе было еще больше?

— Если говорить о сельхозпредприятиях, то надо искать варианты добавленной стоимости. Взять хотя бы то же молоко: 54 процента остается в районе. Много у нас и мяса: в двух хозяйствах возведены современнейшие свинокомплексы. А с переработкой — вопросы. Нелишними будут и свои фирменные магазины.

Экономика — это перспектива завтрашнего дня. Ведь если не будет работать в полную силу экономика, не получим достойную зарплату, не будет подоходного налога. Не будет прибыли — не будет и налога на прибыль.

Все взаимосвязано. Только имея деньги, можно их тратить. Никто их не принесет на блюдечке с голубой каемочкой. Или мы их зарабатываем и тратим, или же нищенствуем и не развиваемся. А чтобы экономика развивалась, нужны кадры и технологии.

— И инновации.

— Конечно! Ни в коем случае нельзя стоять на месте. И наш район меняется на глазах. ОАО «Пружанский молочный комбинат» постоянно расширяет линейку продукции под брендом «Щедрые Пружаны». ООО «Нетканый мир» и ООО «Группа компаний Нетканый мир» выпускают нетканые материалы для агропромышленного комплекса, мебельной и швейной промышленности. Да и Глава государства часто повторяет, что сейчас одна из важнейших задач — уход от импорта. Иначе мы никогда не обеспечим загрузку своих предприятий.

— Что самое важное в работе?

— Процитирую ­Президента: дисциплина и диктатура технологий.

— Недружественная политика западных стран на регионе сказалась?

— Практически не заметили. Наша продукция уходит в 19 стран мира, в том числе и Евросоюз: в Польшу, Литву, Германию, Латвию, Францию... Несмотря на их совсем недружественное к нам отношение, мы европейский рынок со счетов не сбрасываем. Даже наращиваем объемы. Но время диктует новые геоэкономические реалии. Весь мир поворачивается на Восток. Отправляем в Китай свою продукцию: льноволокно, сыворотку, сухое молоко. Прорабатываем вопрос поставки и наших беловежских вин.
Санкции — это и испытание, и возможности. А еще отличный дополнительный стимул для импортозамещения. Надо активнее занимать освободившиеся ниши.
— Август теперь особый для Беларуси месяц…

— Я бы сказала, месяц стойкости и патриотизма. Определенные неприятные (но не критические) моменты были и у нас в районе, но ни одно предприятие не остановилось. Все же трезвый ум победил.

За два прошедших года мы узнали цену настоящему патриотизму, осознали, как важен мир. Поняли, что мы единый народ любимой страны. А любимую, как известно, не отдают. Никому и никогда.

Когда слышу эту песню, всякий раз на глазах выступают слезы. Я очень люблю свою Беларусь и хочу, чтобы она процветала.

— Что бы вы сказали ­Президенту сегодня, после тех августовских событий?

— Поблагодарила бы за спасение страны и нас всех. Все решения Главы государства были правильными. Если бы не твердость духа и личное мужество, то все было бы по-другому. Наверное, как у наших соседей сейчас. Думаю, что никто другой не смог бы удержать ситуацию.

— Помните митинг солидарности в Минске на площади Независимости?

— Признаюсь, ехала с тревогой. Неизвестно было, как нас встретит город, заполненный подогреваемой деструктивными каналами молодежью. Возвращалась же с совсем другим настроением. Сценарий очередной «цветной революции» провалился!  
Я помню, как ­Президент произнес очень важные для каждого белоруса слова: «Я никогда вас не предавал и никогда не предам!»
Время подтвердило правоту принимаемых тогда решений о недопустимости развала страны и раскола белорусского общества. В этом и заключается сила государственной власти.

— С чего начинается Родина?

— С семьи, родных Пружан, дедушек и бабушек… С преемственности поколений. И как хорошо, что в Конституции закреплена ценность семьи — союза мужчины и женщины. И никаких третьих полов! Когда западная пропаганда демонстрирует всю эту гадость, я понимаю, что мир катится в пропасть. Должно быть мужское и женское начало. Мама, которая пожалеет, и папа, который защитит.

— Мир на пороге тотального кризиса.

— И ситуация в Украине — его яркое отражение. Украинцам, которых сейчас обстреливают свои же вэсэушники, видя в них врагов, нелегко. Но еще тяжелее, пожалуй, от того, что разность взглядов на военную операцию разрушает семьи и ссорит друзей.

Гонка вооружений, циничное спонсирование конфликта и война «до последнего украинца». А ведь и Европа, и Украина на себе испытали звериную жестокость фашизма. И их сегодняшний путь — путь в никуда, где вообще нет будущего.
Начинается же ненависть с идей расового превосходства одних народов над другими. Национализм не бывает хорошим или плохим, национализм — это бомба замедленного действия, которая рано или поздно обязательно взорвется. Что мы сейчас и видим.
— О чем рассказываете внукам в Год исторической памяти?

— В первую очередь о подвиге их прадедов. Мой дед по папиной линии Василий Кондратьевич Салапура освобождал Варшаву и брал Берлин, награжден двумя орденами и 14 медалями, в том числе и «За трудовую доблесть». Когда мы его расспрашивали, он чаще всего отмалчивался. Только повторял, что война — это очень страшно. Особенно когда рядом погибают друзья и односельчане.

На Пружанщине в годы Великой Отечественной войны судьбу Хатыни разделило 57 населенных пунктов, шесть из которых так и не возродилось.

Прокуратурой Пружанского района установлено еще четыре (до этого неизвестных) места возможного захоронения расстрелянных немецкими захватчиками мирных жителей. Изучены и шесть мест содержания пленных и военнопленных в Пружанах, Ружанах и Линово.

Часто вспоминаю свою прабабушку Анну, которая на 9 Мая собирала нас всех вместе, и мы шли к памятнику воинам-освободителям, что в деревне Шени. Теперь уже я хожу туда с внуками и, как она, приговариваю: «К кому-то сходим мы, а кто-то сходит и к нашим родным». Наша генетическая память — наш национальный иммунитет, наша сила.

— Как думаете, какое будущее у Беларуси?

— Такое же чистое и спокойное, как поле льна. Лен для Беларуси — это не только традиционная, но и старейшая сельскохозяйственная культура. Поэтому не случайно его цветки вплетены в национальный герб страны.

sad@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter