Экономика употребления

О потреблении спиртного

Проблема алкоголизма встревожила Правительство. 12,5 литра чистого спирта на душу населения — это очень серьезно. Напомню, Всемирная организация здравоохранения более или менее снисходительно относится к норме потребления до 8 литров на человека. Выходит, превышаем «порог трезвости» более чем на 50 процентов.


Здесь есть над чем поломать голову, поразмыслить о причинах и следствиях медикам, социальным службам, правоохранительным органам... И конечно же, чиновникам, которые курируют производство и реализацию алкогольной продукции. Уж слишком много чисто экономических загадок скрывается за винно–водочными полками наших сельпо и городских супермаркетов.


Первое, на что нельзя не обратить внимание, изучая статсводки: планы по производству водки и ликеро–водочных изделий у нас из года в год ударно перевыполняются, бывает, чуть ли не наполовину. А экспорт крепких спиртных напитков падает и падает...


В прошлом году продали высокоградусной продукции за рубеж на 12,4 млн. долларов (минус 56 процентов к 2007–му). Наша молочная отрасль столько зарабатывает на экспорте за неделю. Наверное, лучше если бы было наоборот. Интригует и продажная цена. В среднем «хлебная–горькая» уходила по 1,5 доллара за бутылку. По таким ценам в наших магазинах водка не продается, по какому курсу доллара — старому или новому — ни считай.


Разумеется, разговор не о том, чтобы сделать спиртные напитки максимально доступными для белорусского потребителя. Но нужно найти объяснение разнице цен на внутреннем и внешнем рынках. Может быть, экспорт высокоградусной продукции падает не потому, что душат конкуренты, а оттого, что он неинтересен нашим производителям. При себестоимости бутылки около 1 — 1,5 тысячи рублей (по данным КГК) «Лютые», «Березовые хиты» и «Генералы» в наших магазинах продаются по 10 — 15 тысяч. Кто ж уйдет с такого рынка на экспорт? Не поэтому ли не спешат выстраиваться товаропроводящие сети, продвигающие нашу водку за рубеж? Тоже вопрос.


И стоит ли удивляться темпам, которыми у нас растет потребление? Спиртное — не тот товар, который можно пустить «на корм скоту». То, что было запланировано продать за границу, но оказалось непроданным, оказывается на полках белорусских магазинов. Достаточно утвердить в нужных кабинетах повышенные квоты внутренних продаж. Что, кстати, и происходит из года в год...


Не слишком ли вольготно чувствуют себя наши ликеро–водочные заводы? Не развратило ли их отсутствие конкуренции с импортом на внутреннем рынке? Это еще один парадокс. Иностранные «Финляндия», «Абсолют», джины и виски у нас даже в столичных магазинах предусмотрительно прячут в закрытые на замок витрины. Качественный импорт обкладывается такими пошлинами, сборами и наценками, что превращается в клад. Объект потребительского фетиша. Это что, защита собственного производителя? Или потребителя... от качественных продуктов? У соседей «элитные» водка–виски–ром в полтора–два раза доступнее и не прячутся за стеклом. Но там есть и свои качественные и раскрученные марки. В Украине — «Немирофф», который поставляется более чем в полсотни стран, в Польше — «Выборова», в Латвии — не теряющий шарма «Рижский бальзам». А где же наши брэнды?


Может, им станет «Бульбашъ»? Недавно его креативно презентовали в Москве. Можно ожидать прорыва на российском рынке? А как насчет дальнего зарубежья? Ведь продаем в Венесуэлу и Китай тракторы и грузовики. Почему бы не закрепить успех «Бульбашом»? Или водкой с теплым белорусским названием «Калi ласка»?


И напоследок пару слов о плодово–ягодных или, как говорят в народе, плодово–выгодных напитках. Твердо убежден: в обществе, которое себя уважает, «Черри», «Лаймов», «Клубничных калейдоскопов», а также «Релаксов» и «Полетов» пить не должны. Названия достойны аплодисментов, но все остальное ниже всякой критики. Раз не можем заместить все эти «коктейли» натуральным белорусским сидром (тоже вопрос: а почему не можем?), уж лучше выставить на полках смесь водки с натуральным соком. Себестоимость (см. выше) позволяет. А для здоровья, если я не прав, пусть меня поправят врачи, выгоднее, чем суррогаты для массового пользования...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter