Полноценная торговая война между ЕС и США может разразиться уже 1 января

Экономический апокалипсис

Еще в начале августа президент Байден подписал резонансный документ, который предполагает введение с первого дня 2023 года субсидий и налоговых льгот на 369 миллиардов долларов для поддержки в стране зеленого, то есть соответствующего установленным в США экологическим стандартам, бизнеса. Казалось бы, Сонный Джо и его сопартийцы после стольких провалов в экономике смогли создать неплохой законопроект, призванный запустить санацию звездно-полосатой экономики. Однако американцы не были бы американцами, если бы не старались решить свою проблему за счет других. И в этот раз объектом вытягивания ресурсов стала Европа, изо всех сил старавшаяся угодить заокеанскому партнеру. А тот, оказывается, рассматривал ее исключительно как второй компонент в паре «волк — овца».

Повод волноваться

Если ровно за месяц, оставшийся до момента вступления в силу подписанного Байденом документа, лидеры ЕС не смогут уломать своих «братьев» по североатлантическому единству на отмену или хотя бы внесение неких выгодных Европе изменений, то 1 января они проснутся в удивительном новом мире. Мире, в котором некогда насыщенный европейский промышленный ландшафт стремительно опустынивается.

Что же такого написано в этом свитке экономического апокалипсиса? Субсидии из штатовского бюджета получат в первую очередь граждане США. Выплаты достанутся тем, кто станет применять зеленые технологии. Речь прежде всего идет о солнечных панелях и тепловых насосах, а также о покупке электромобилей. Кроме того, предусмотрены значительные налоговые льготы для компаний, инвестирующих в возобновляемые виды энергии.
Концепция документа носит отчетливый протекционистский характер и направлена на переманивание перспективных инвесторов из других частей света, прежде всего из Европы, в США. Европейцы вполне обоснованно боятся, что предложенная Вашингтоном схема станет мощным стимулом для перемещения инвестиций из Франции, Германии и других стран ЕС за океан.
И, надо сказать, эти опасения отнюдь не беспочвенны. Известно, что несколько крупных немецких бизнесов, не особо афишируя этот процесс, сворачивают внутренние операции и готовятся или уже приступили к перенаправлению инвестиционных потоков со Старого Света в Новый. Дополнительным фактором служит продолжающая ухудшаться обстановка с поставками энергоресурсов. Дешевого российского газа, как это было прежде и на чем и строилось последние 30 лет благополучие европейской экономики, уже не видать. «Северные потоки» разрушены диверсантами, которых уже второй месяц не может найти полиция сразу трех государств, и даже если бы метко названный Лукашенко «пацаном» канцлер Шольц захотел пойти с Москвой на компромисс — пути назад больше нет. Да и, откровенно говоря, Россия сама потеряла интерес к западному вектору поставок. Его вполне заменяет Китай, на подходе индийские и, возможно, пакистанские контракты, а в Турции вообще собираются создать масштабный газовый хаб.

Отдельным пунктом в этой главе европейской книги обид стало негодование по поводу включения в американский законопроект субсидий на покупку электромобилей. Это ставит автогигантов Франции и Германии, меняющих ориентацию на производство зеленых машин, в положение бедных родственников.

Навстречу шторму

Еще в сентябре шведская газета Nya Dagbladet («Новая ежедневная газета») опубликовала секретный документ американской корпорации RAND от января 2022 года, описывавший в деталях стратегию действий Вашингтона в Европе. Напомним: гвоздем программы был как раз комплекс мер по выводу из игры локомотива экономики Еврозоны — Германии. Аналитики компании расписали несколько последовательных действий для достижения успеха — провоцирование России на силовую операцию в Украине, введение европейских санкций и разрыв отношений с Москвой, ликвидация всех возможных путей поставки российского газа в Европу. Вишенкой на торте служило переманивание страдающих от недостатка ресурсов и финансового шторма бизнесменов в Штаты.

Сейчас мы являемся свидетелями финального этапа американского замысла.
Согласно подсчетам французского министра финансов Брюно Ле Мэра, промышленный сектор Франции потеряет минимум 10 тысяч рабочих мест и около 10 миллиардов евро инвестиций, если протекционистские меры заработают. И это по самым скромным оценкам!
Пока что одним из наиболее типичных примеров служит релокация автогиганта Volkswagen. Топ-менеджеры «народного автомобиля» планируют закрыть сборочные производства в Германии, Чехии и Словакии, отправив в свободное плавание одновременно около 300 тысяч рабочих в трех странах, и постепенно перенести мощности предприятий в США. Мотивируется решение тем, что в европейских государствах критически выросла цена газа и энергоресурсов не хватает на обеспечение бесперебойного функционирования конвейеров.

Вдобавок источники американского издания The Wall Street Journal прямо говорят, что высокая инфляция в Еврозоне (в Германии она, например, в 4‑м квартале превысила десятипроцентный рубеж, посрамив местных аналитиков) негативно сказывается на основных европейских конвейерных поставщиках автомобильных комплектующих для Volkswagen.
Иначе говоря, производители немецких машин оказались перед простым выбором: либо оставаться в Фатерлянде и наблюдать за медленной смертью всемирно известной марки, либо переезжать в США. С точки зрения хозяев многомиллионного бизнеса, живущих в глобальном мире, они выбрали верную дорогу. Осудить принятое ими решение сложно.

Дуэль на кувалдах

Влияние вступающего в силу в первый день нового, 2023 года документа в Европе справедливо сравнивают с ударом наотмашь тяжелым молотом. Разумеется, лидеры ЕС не собираются сидеть сложа руки и уже начали подготовку своего ответа. Первыми начали немцы, пригрозив обратиться в ВТО, правилам которой противоречит принятый закон. Однако эффективность такого хода стремится к нулю, поскольку американцы либо затянут процесс до бесконечности, либо откажутся исполнять решение организации. Впрочем, некоторое понимание этого есть, видимо, и среди глав стран Еврозоны, и они параллельно с попытками переговоров и угрозами судебных исков спешно ищут способ нанести ответный удар.
Во главе европейского сопротивления собирается выступить франко-германский тандем. Еще несколько недель назад отношения между крупнейшими экономиками ЕС можно было назвать натянутыми, однако осознание возможности окончательной деиндустриализации Европы стимулировало рост дружелюбности.
На минувшей неделе Брюно Ле Мэр и его немецкий коллега Роберт Хабек на встрече в Берси заявили, что «придерживаются единой точки зрения перед лицом угрозы, которую представляет закон о снижении инфляции для конкурентоспособности европейской экономики». На практике это должно означать создание целого ряда совместных проектов, которые принесут пользу по обе стороны Рейна. Они коснутся разработок в области искусственного интеллекта, использования водорода в качестве топлива. Кроме того, Франция и Германия намерены решить проблему чрезмерных бюрократических проволочек, которые неизбежно возникают при рассмотрении новых проектов Еврокомиссией.

Помимо межгосударственных проектов, призванных укрепить потенциал трещащей по швам объединенной Европы, планируется развивать и национальные программы. Так, Пятая республика намерена довести до ума план «Франция 2030», направленный на поддержку промышленных инноваций и зеленых технологий. Из 54 заложенных в него миллиардов евро 10 премьер-министр Элизабет Борн предлагает пустить на поддержку промышленности до конца текущего года. Также мадам первый министр считает, что хорошей идеей для Франции будет увеличение числа спонсируемых многообещающих стартапов с 250 до 500 в год, привлечение молодых специалистов и расширение поддержки инициатив в провинции, а не только в Париже и его окрестностях.
На бумаге планы выглядят весьма перспективно — если абстрагироваться от реальности, можно и вовсе подумать, что к европолитикам вновь вернулся разум. Однако взглянем на ситуацию трезво.
Во-первых, союз Парижа и Берлина, несмотря на риторику, ситуативен и зависит от внешних факторов. Фактически на любом этапе совместный план обороны может рассыпаться от столкновения с непреодолимыми противоречиями. Первой точкой бифуркации для него станет визит Макрона в Вашингтон 1 декабря. Старый лис Байден и его команда вполне могут предложить французскому любителю пустой болтовни по телефону некоторые послабления для компаний Пятой республики и скидки на СПГ взамен на прекращение выстраивания единого европейского пояса защиты.

Во-вторых, незаконные санкции против Беларуси и России имеют накопительный обратный эффект. Иными словами, планируемые к освоению в рамках амбициозных программ средства могут сгореть на инфляционном костре или быть срочно переброшены для решения сиюминутных задач.

В-третьих, отступать от вливания миллиардов в Украину без малейшего шанса получить когда-либо материальную выгоду никто не собирается.  
А это значит, что и выхода из навязанной США схемы развала европейской экономики сами лидеры ЕС не видят, вероятно, не до конца осознавая масштаб трагедии, куда они тянут весь континент.
И наконец, в-четвертых. Мешает ли хоть что-то США провести в случае достижения европейцами договоренностей о совместной борьбе с американским протекционизмом еще пару-тройку диверсий? Поэтому даже в случае небывалого приступа консолидации Америка имеет возможность нанести еще несколько ударов по болевым точкам, а элиты ЕС смиренно подставят шею под звездно-полосатое ярмо.

Закон, который вступит в силу с 1 января, ясно показывает, что коллективный Запад на самом деле весьма неоднороден. Есть почти всемогущий в рамках атлантического сообщества сюзерен в лице США, который волен творить все, что ему ни вздумается, обходя, если нужно, и международные законы, и интересы вроде бы союзников. Есть его вассалы — разного уровня. Одни покорно исполняют волю и всячески стараются проявить инициативу, чтобы порадовать господина (вроде Польши или прибалтийских гребешковых тигров), другие пытаются высказать непокорность и продавить свою линию, и их за это наказывают, забирая крупные промышленные заказы и отсекая от важных экономических партнеров. Такая ситуация характерна для Франции или Германии.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter