Экология должна быть экономной

Китай, будучи страной с развивающейся экономикой и ухудшающейся экологией, решил, что настало время бороться не только за показатели ВВП на душу населения, но и за улучшение экологии...

Благими намерениями вымощена дорога сами знаете куда — и далеко, и не очень приятно. Изначально все выглядело весьма благостно: Китай, будучи страной с развивающейся экономикой и ухудшающейся экологией (и между этими двумя явлениями существует прямая и доказанная связь), решил, что настало время бороться не только за показатели ВВП на душу населения (потому как в победе просто за рост ВВП он уже всех в мире обогнал), но и за улучшение экологии. Люди устали жить среди речек–вонючек, дымящих труб и определять наступление весны по народной примете «мешки полетели». С мешками, кстати, справились достаточно легко: просто запретили производство сверхтонких. Успешное решение проблемы административными методами показалось примером соблазнительным, и его решили опробовать на других объектах.


В области, где экология и экономика тесно переплетены, у Китая проблем немало, но первоочередной задачей признана необходимость сокращения энергозатрат на единицу ВВП — по этому показателю Поднебесная чуть не позади планеты всей: уж слишком энергозатратное здесь производство. Расточительно. Решили: надо сокращать (не производство, конечно, а энергозатраты). За одиннадцатую пятилетку (2006 — 2010 гг.) энергозатраты на единицу ВВП должны были уменьшиться на 20%. Довели необходимые цифры до регионов, а те спустили соответствующие указания предприятиям. Стали ждать результатов. До сих пор система срабатывала — если не на 100%, то близко к заветной цифре. Но с энергозатратами система дала сбой: никак не выходят запланированные цифры. К 2009 г. удалось добиться сокращения на 15,6%, да и то, как говорят специалисты, исключительно из–за кризиса, остановившего сотни предприятий. Выход из кризиса ознаменовался в том числе и ростом энергозатрат. А время отчитываться по итогам выполнения пятилетнего плана неумолимо приближается. Что делать?


Местные правительства, выбирая приоритетный для себя показатель, решили, что сокращение энергозатрат важнее роста производства (который, что с ним ни делай, все равно есть). Определившись, стали... отключать электроэнергию. Например, в городе Вэньчжоу (провинция Чжэцзян), известном бессчетными работающими на экспорт фабриками, электроэнергию на некоторых предприятиях отключают на два–четыре дня после одного полноценного в смысле подачи электричества дня.


Как поступили в такой ситуации предприимчивые вэньчжоуцы, а за ними не менее предприимчивые хозяева фабрик и заводов из других провинций? Правильно: купили дизельные электрогенераторы. Стоит такой генератор около 30 тыс. долларов США, производимая им энергия обходится примерно в два раза дороже обычного электричества. Но это уже другая история — о трудностях предпринимательства, повышении себестоимости продукции и выполнении плановых показателей.


Тем временем возник дефицит дизельного топлива — вполне естественно. Из–за его нехватки уже закрылись более 2.000 частных заправок, а на государственных выдают «дизель» (там, где есть) только на сумму 200 юаней (30 долларов) на машину. Водители, чтобы наполнить баки, переезжают из одной очереди в другую (протяженность некоторых — 3 км). Как водится, сразу появилась спекулятивная цена: 10% сверху — и никаких ограничений на заполняемость баков.


Средняя стоимость дизельного топлива 4 ноября в Китае составляла 1.146 долларов США за тонну.


Вот такая экономика с экологией.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter