Эхо выставки

Завершилась ХХ Минская международная книжная выставка-ярмарка...

Завершилась ХХ Минская международная книжная выставка-ярмарка. Гости упаковали то, что не раздарилось и не распродалось, и увезли в разные концы света. Посетители осмысливают впечатления и читают «добычу». Хозяева форума подводят итоги. Можем подвести их и мы. Ведь удалось взглянуть на огромный книжный рынок — все же 25 стран представили свою продукцию в Минске, а это сотни издательств.


Итак, пять основных тенденций современного литературного рынка.


Электронная книга бумажной — не соперница


Об этом можно говорить со всей уверенностью. Даже видя гиперкнигу — специальный код в ней позволяет войти в электронные ресурсы и добыть недостающий текст. Да, на выставке презентовались электронные книги. И почти у каждого посетителя в сумке ридер... Но когда листаешь страницы великолепного альбома на глянцевой бумаге, невозможно представить те же ощущения при созерцании картинки на мониторе. Книгоиздание стало одним из видов искусства. Разве можно чем–то заменить детскую книгу, которую ребенок может щупать, листать, раскрашивать? Наличие лампочек не отменяет свечей, кино не убивает театр, цифровая технология не заменит печатную букву.


Читатель выбирает добротное


Не так давно были популярны два направления: дорогая книга–подарок и книга дешевая, карманного формата, на газетной бумаге. Но в тех «простушках», похоже, читатель разочаровался — ну сэкономишь, а томик после прочтения и развалился. Поэтому даже детективы и женские романы стараются приобретать в твердой обложке, и чтобы не склеенные страницы, а прошитые — да–да, потребитель усвоил и такие тонкости! Издатели уловили запросы и все больше внимания уделяют дизайну. Аляповатые яркие рисунки, пугавшие покупателя с художественным вкусом в 1990–х годах, ушли в небытие. Небрежно изданная, плохо оформленная книга сегодня — не конкурент даже с привлекательным содержанием, потому что зачем покупать издание ради текста, если в большинстве случаев его можно скачать в интернете?


Люди хотят знать историю


Это тоже бросается в глаза. На стендах всех стран огромное количество исторических исследований, беллетристики, альбомов. У почетного гостя выставки — России — литература о Великой Отечественной войне и войне 1812 года занимала значительную часть экспозиции. В театрализованное представление превратилась презентация серии «Летопись белорусской шляхты» Анатолия Стецкевича–Чебоганова. «Белорусская Энциклопедия» представила серию «История для школьников». На украинском стенде практически каждый считал необходимым полистать украинско–белорусско–литовский альбом о Радзивиллах. Интерес вызвал и авторский проект «В поисках утраченного», который родился на страницах «СБ». Автор цикла Владимир Лиходедов, известный коллекционер и краевед, на основе своего собрания старинных открыток, фотографий и литографий подготовил 13 исторических фотоальбомов. Два из них, о войне 1812 года, получили награды на нынешнем конкурсе «Искусство книги». Старая открытка, фотография — незаменимый материал для изучения истории, считает Владимир:


— Ведь, читая книгу о каком–то историческом событии, мы знакомимся не с самим мероприятием, а с мнением автора о нем. Фотография — это беспристрастный взгляд художника, мы доподлинно видим, как жили наши предки. Что в планах? В издательском доме «Звязда» появятся продолжения книг «В поисках утраченного» и «Знiчкi Айчыны», совместно с издательством «Технология» издадим книгу «Еврейская жизнь». Готовится и двухтомник, посвященный столетию с начала Первой мировой войны.


Спрос на раритеты


Почти все экспоненты привезли с собой уникальные издания памятников культуры своего народа. Форум и начался с презентации «первокниги белорусского народа» — факсимильного издания Полоцкого Евангелия. В издательстве «Белорусская Энциклопедия» основана серия «Энциклопедия раритетов». Национальная библиотека презентовала много факсимильных изданий — «Буквар мовы славянскай», появившийся в Вильно в 1767 году, сборник Якуба Коласа 1925 года «Сымон–музыка» и другие. Можно было увидеть и фолианты вроде альбома украинских старопечатных книг, и тонкие сборники поэтов Серебряного века. С удовольствием купила факсимиле трех брошюр 1920–х годов футуриста Крученых с иллюстрациями Клюна о «сдвигологии» — в поэтическом тексте слова на стыках часто создают новые сочетания, например «какалая заря» или «сплетяху лу сосанною» («сплетя хулу с осанною»). К слову, «сдвигологией» увлекался и известный белорусский критик Адам Бабареко и, конечно, держал в руках такие же брошюрки.


Хорошей литературе нужна хорошая реклама


Имя писателя на книжном рынке превращается в брэнд. Его покупатели и спрашивают. А превращение литератора в медиаперсону — процесс трудоемкий, для этого необходимо использование всех пиар–технологий, в чем белорусская литература, безусловно, отстает от российской. Но если имя есть — это окупится, книгу колумниста нашей газеты, писателя Владимира Степана «Одна копейка», пускай и в мягкой обложке, неброскую, покупали на автограф–сессии очень охотно. Разбирали «Среди болот и лесов» Якуба Брайцева под лозунгом, что это первый белорусский роман, к тому же об отечественном Робин Гуде.


Хочется отметить и еще одну тенденцию: огромным спросом на выставке пользовалась продукция именно белорусских издательств. И это здорово!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter