Эхо вредных привычек

О странной реакции на факты...
Одна знакомая на недавнее известие о подорожании водки и сигарет отреагировала классически, в «нашем» стиле: закупилась по полной! И это при том, что сама не курит и не пьет вообще. Вот так запросто взяла и вбухала, извините, во вредные привычки почти всю зарплату. Ну и не важно, что потом пришлось на жизнь брать в долг. Спрашиваю у Алины: и зачем? Ведь не так давно выбрасывала горы гречки, купленной во время ажиотажа по 25 — 35 тысяч рублей... Жучки поели! И грустно, и смешно. Стоит родимая крупица нынче повсеместно в полтора–два раза дешевле, бери — не хочу. Вместе с гречкой, помнится, отправились в небытие и многие литры прогоркшего растительного масла. В ответ Алина что–то путано наплела про экономию в семье, про мировую нестабильность, но резюмировала, на мой взгляд, показательно:

— А вообще, виноваты вы, журналисты! Вечно понапишете, народ взбаламутите... Вам гонорар — а людям только проблемы!

Оставалось... извиниться? Вообще, интересная картина получается. С одной стороны, могущество печатного слова доказывалось неоднократно. Пропесочишь парой фраз какого–нибудь замшелого бюрократа–бездельника — завтра, глядишь, уже засуетился, и еще недавно безнадежная ситуация стала налаживаться. Радуется журналист, дескать, хорошее дело для людей сделал. А с другой стороны, ведь любое событие, как выясняется, оборачивается самыми разными последствиями. И никогда ведь не угадаешь. Почему, к примеру, полуиронические сообщения о грядущем конце света по календарю майя вызвали в декабре нешуточную панику, а в марте предупреждения синоптиков–гаишников–коммунальников о надвигающемся циклоне «Хавьер» не возымели особого действия? Многие все равно отправились за город, на экскурсии, на работу за рулем (а потом часами взывали о помощи).

На днях привычно заглянула на наш сайт, чтобы провести мониторинг читательской аудитории, и вновь застыла от изумления. Публикация от 24 июля «Жадность прежде всего» для некоторых стала... роковой, что ли? Журналист на злободневной волне обрисовывала ситуацию, связанную с перегибами на рынке аренды жилья в Минске. Само собой, назвала конкретные цены, поскольку руководствовалась не только информацией из компетентных источников, но и результатом собственного эксперимента. На примерах рассказала о бедолагах, которые безуспешно ищут хоть какие–нибудь варианты, и о дурных амбициях хозяев, готовых выставлять свои квартиры на виртуальные аукционы (мол, а кто даст больше?) и совершенно не готовых поступиться в цене хоть самым мизером. А результат? «У меня дочка работает в Минске по распределению, получает 3 млн. «грязными». Квартиру снимают вчетвером. Прочитала статью, подумала, что теперь хозяева цену поднимут. Через 4 часа звонок — точно. Интересно, как будут снимать квартиры студенты, не получившие общежития? Многим ведь еще и за учебу платить. Наталья». С точно такой же загадочной реакцией хозяев столкнулись и другие наши читатели из числа студентов. Что ж, замечательно, что газету читают. Только вот выводы делают с точностью до наоборот...

Тут же вспомнился неожиданный «побочный эффект» от собственного материала «В память об исчезнувшей свинине» (номер за 15 мая 2012 года). Речь шла о том, какими неприятностями порой оборачиваются попытки передать «посылочку» через водителей междугородных маршрутных такси. На статью контролирующие органы отреагировали по–своему жестко: закрутили гайки водителям так, что те жалуются, не могут взять даже перекус в дорогу, дескать, докажи, что не халтурный груз.

И уж совсем из недавнего. 25 июля был опубликован «круглый стол» «О вредных привычках» — о курительных смесях, проникающих всюду, о преступной изворотливости их производителей и баснословных барышах, которые наркодилеры зарабатывают на человеческих слабостях. Стоило одному из участников разговора заметить, сколько именно наваривают распространители «дури», как на нашем сайте возник гневный отклик: «Зачем руководителю антинаркотической инициативы упоминать, сколько зарабатывают барыги? После этого интервью десятки, а то и сотни пацанов будут гоняться за такими деньжищами».

Знаете, так любую информацию можно вывернуть наизнанку, любой факт превратить едва не в его полную противоположность. Все–таки хочется надеяться на разум, на понимание, на адекватную реакцию. К счастью, таких примеров — большинство. Скажем, рассказали журналисты подробно о новом законе, уравнивающем детские пособия вне зависимости от того, в полной семье растет малыш или у мамы–одиночки, и социологи стали замечать: в массовом порядке папы начали устанавливать отцовство. Хотя до недавнего времени чуть ли не у каждого пятого ребенка в графе «отец» стоял обидный, но дающий кое–какие материальные бонусы прочерк.

Советская Белоруссия №146 (24283). Четверг, 8 августа 2013 года.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter