Эффектный маскарад

Искренним и пронзительным балетом Бориса Эйфмана «Чайка» завтра на сцене Национального академического Большого театра оперы и балета завершится фестиваль лучших спектаклей российской национальной театральной премии «Золотая маска»...

Искренним и пронзительным балетом Бориса Эйфмана «Чайка» завтра на сцене Национального академического Большого театра оперы и балета завершится фестиваль лучших спектаклей российской национальной театральной премии «Золотая маска», прошедший под крылом «Театральной недели с «Белгазпромбанком». Любой фестиваль, а тем более театральный, — большая коммунальная квартира: утром у соседа яичница подгорит, вечером об этом уже всем известно... Так и на «Золотой маске» в Минске не обошлось без курьезов, недоразумений, открытий и, конечно же, сплетен, которые с наслаждением передавались театралами из уст в уста.


Рейтинг сплетен


Их было так много, что можно составить своеобразный шорт–лист. Попробуем... Вот самая «горячая» пятерка, на наш субъективный и ироничный взгляд.


1. Говорят, актеры Вахтанговского театра потребовали у администрации гостиницы «Юбилейная» включить отопление. В номерах стоял жуткий холод. Отопление действительно включили, но по просьбе ли артистов, или гастроли просто совпали с датой начала отопительного сезона, назначенной на 7 октября, неизвестно.


2. Московские гости 4 часа ждали наших рабочих сцены, которые должны были начать монтировать декорации к одному из спектаклей. Мелкий, но характерный для нашего театрального околотка курьез.


3. После первого акта спектакль «Дядя Ваня» покинул директор и художественный руководитель Республиканского театра белорусской драматургии Валерий Анисенко, посчитав, что трактовка Туминаса — издевательство над Чеховым.


4. Организаторы «театральной недели» не аккредитовали на мероприятие ни одного журналиста: аккредитации на фестивале просто не было. Это, честно говоря, все равно что проводить чемпионат мира по футболу без мяча и ворот.


5. Людмила Максакова и Сергей Маковецкий проигнорировали общение с журналистами и отказали во всех эксклюзивах, о которых было договорено заранее, сославшись на плохое самочувствие. Актеров можно понять: до Минска «Дядю Ваню» показывали в Таллине и Риге. По официальной версии, в ночь перед спектаклем в Минске у Сергея Маковецкого была температура 40.


«Молодость моя — Белоруссия...»


Кроме естественных и понятных накладок, которые ни в коем случае не омрачили великолепных и ярких впечатлений, всем гостям было что вспомнить и рассказать о Беларуси. Главный режиссер театра «Эрмитаж» Михаил Левитин, представивший традиционный и неторопливый спектакль «Тайные записки тайного советника» с Михаилом Филипповым, вспомнил, как когда–то именно от белорусских коллег дождался поддержки, когда стоял вопрос о его праве на профессию: «Этого мне не забыть никогда, поэтому, когда только возникло такое предложение — поехать в Минск, не раздумывал ни минуты и своим минским коллегам благодарен до сих пор».


Председатель фестиваля «Золотая маска», народный артист России, лучший Раскольников киноэкрана Георгий Тараторкин искренне пожалел о том, что гастроли московских театров в Минске сегодня так редки и суетливы: «Не раз мы гастролировали в Минске и с Ленинградским театром юного зрителя, и с театром Моссовета. И если приезжали, то не с одним спектаклем, а с 10 — 12 названиями, и на протяжении месяца показывали их на двух площадках. И весь город этим жил».


— Георгий Георгиевич, в вашем театре тоже идет «Дядя Ваня», но в постановке Андрея Кончаловского. Вы сравнивали для себя эти спектакли?


— Вы знаете, я по натуре — сочинитель. Если я что–то вижу, меня это всегда провоцирует на создание своего мира. И благодарен любому спектаклю за то, что он меня на что–то провоцирует.


— Почему сегодня в своем театре вы играете только 2 спектакля: «Не будите мадам» и «Серебряный век»? Неужели деятельность на посту председателя отнимает столько времени?


— Вот вчера я играл 209–ю премьеру спектакля «Не будите мадам». Это не так часто бывает, когда спектакль приобретает такой недуг: сохраняет жизнь. Сегодня вечером уже уеду, а завтра буду играть 130–ю премьеру спектакля «Серебряный век» по пьесе удивительного, восхитительного драматурга Михаила Рощина, которого не стало в эти дни. Светлая ему память...


Почему только два спектакля? Жизнь любой постановки, так же как и жизнь человека, зависит от подлинности рождения. Если он рождался по–настоящему да еще со знаком единственности, тогда он — живой. На ненастоящее я не размениваюсь.


Дядюшкин сон


А за звезд Вахтанговского театра, не пришедших на пресс–конференцию, отдувался народный артист России Владимир Симонов — блестящий и неожиданный Серебряков из пьесы «Дядя Ваня», настоящий бриллиант спектакля, кажется, рискнувший ступить туда, где раньше не был.


— Владимир Александрович, в прессе проходила информация, что в свое время некие актерские силы писали жалобу на Римаса Туминаса в российское министерство культуры, утверждая, что происходит «глумление над классиком». Министр культуры Александр Авдееев даже приходил к вам на репетиции, но никакой крамолы не нашел. Какую позицию занимали тогда вы?


— У меня ничего не изменилось. По поводу «неких» сил... Они для меня так и остаются «некими». А мы работали. То, что при приходе нового человека или нового явления происходят какие–то эмоциональные волнения, вполне естественно. Вы сейчас спрашиваете о самой главной и важной вещи в истории нашего театра, и думаю, «некие» силы не стоят того, чтобы их в этой связи вообще вспоминать.


Сейчас мы делаем с Римасом Владимировичем уже третий спектакль — пьесу «Ветер шумит в тополях».


— Вам приходится отказываться от съемок ради театра?


— Сейчас вот отказался в пользу будущей работы, которая, не знаю, — получится или нет, но совесть моя как художника чиста.


— В Вахтанговском много медийных молодых лиц: звезда фильма «Груз–200» Леонид Бичевин, вампирша из «Ночного дозора» Анна Дубровская... Они выдерживают заданную театром планку?


— Хорошие актеры. В «Маскараде» у нас много молодежи. Я считаю, что им вообще очень повезло, Римас ведь еще не только режиссер, но и потрясающий педагог. Хорошо, что они попали к нему в таком юном возрасте...


Занавес


А мы будем надеяться, что «Золотая маска» останется вечно молодой и еще не однажды заглянет в Минске. Спасибо, друзья!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter