Ее звали Эсфирь

К закрытию сезона Национальный академический драмтеатр имени Горького предложил публике свою версию популярной пьесы Людмилы Улицкой «Мой внук Вениамин» — спектакль под названием «Эсфирь»...

К закрытию сезона Национальный академический драмтеатр имени Горького предложил публике свою версию популярной пьесы Людмилы Улицкой «Мой внук Вениамин» — спектакль под названием «Эсфирь». С сентиментальной музыкой, уютными семейными преданиями и умиротворяющим финалом запутанных сюжетных коллизий. Нежный и элегичный, как бабье лето, в самый раз, чтобы открыть по осени новый сезон, когда хорошо пересматривать старые семейные альбомы, читать классиков под мерный аккомпанемент дождя за окном и не хочется разочарований.


Эту пьесу Улицкая написала еще в конце восьмидесятых, когда работала завлитом в камерном еврейском музыкальном театре. Но ставить ее тогда никто так и не взялся. Видимо, тему советские театры сочли слишком щекотливой. Сомнительной казалась уже завязка сюжета: пожилая московская еврейка с библейским именем Эсфирь отправляется в Бобруйск, чтобы подыскать своему великовозрастному сыну невесту из хорошей еврейской семьи. Например, из Винаверов. Потому что в Бобруйске, где Эсфирь Львовна провела свои юные годы, так было заведено испокон веков: Ехелевичи женились на Литваках, Винаверы — на Брауде... Но на самом деле тут все гораздо тоньше и драматичнее. Чего стоит одна только сцена с извлечением из старой шкатулки подкладки от маминого пальто, расшитой незабудками бабушкой Розой! Только эта подкладка и осталась от того шумного, солнечного мира, пронзительно описанного еще Эфраимом Севелой в его «Легендах Инвалидной улицы». И для внучки портнихи Розы нет ничего дороже этой подкладки, потому что... «все погибли». Этой фразой — «все погибли» — обычно и заканчиваются самые трепетные воспоминания Эсфири Львовны. И вовсе не «чистота крови» ее идея фикс, а страстное желание вернуть прежний, счастливый мир. А ведь дети ее сына Левы и Сонечки «из Винаверов» вполне могут быть похожи на рано умершего мужа Вениамина, на погибшего в дни войны брата Сему, на бабушку Розу...


Марк Розовский первым поставил пьесу Улицкой в театре «У Никитских ворот», назвав свой спектакль «Незабудки». Вслед за Розовским в течение одного только года «Внук Вениамин» вдохновил Могилевский областной драмтеатр, театр имени Чехова в Кишиневе... И наш горьковский наверняка не последний в списке подмостков, где еще будет разыгрываться жизненная драма Эсфири Львовны. Потому что такие истории всегда в цене. Не важно, с еврейскими интонациями или без них.


Поэтому–то Александр Палкин, режиссер–постановщик могилевского спектакля, отказался от специфического акцента в речи главных героинь, престарелых кузин Эсфири и Елизаветы. Однако Валентина Еренькова, предложившая публике свою «Эсфирь», вслед за Розовским решила подчеркнуть колоритность образов из довоенного Бобруйска. Правда, бесконечными «чьто» и «конечьно» у нее пересыпает свою речь только Эсфирь Львовна, такая же яркая и импульсивная, как и Ольга Клебанович, исполняющая эту роль. Лиза, более рассудительная старшая сестра Фиры, напротив, не позволяет себе ни безалаберных речевых оборотов, ни поступков... Диалоги Ольги Клебанович и Людмилы Былинской среди старых, будто многолетней пылью покрытых вещей — фикуса, буфета, швейной машинки, пианино, бесспорно, лучшее в спектакле. Когда доброта домашнего деспота Фиры и внутренняя несгибаемость всеми эксплуатируемой Лизы, их настоящие, потаенные качества проявляются только в позе, в мелком жесте... К сожалению, к игре более молодых коллег народной и заслуженной артисток сложно подобрать лестные эпитеты. Подростковая резкость и угловатость Елены Стеценко, той самой Сонечки, которая покорила сердце Эсфири Львовны, выглядят не трогательными, а нелепыми. И порой сложно отделаться от мысли, что ее присутствие на сцене так же необязательно, как и в случае с суженым Левой, о котором его мать и тетушка говорят так много, хотя публика не увидит этого «лучшего из мужчин», каким его до поры до времени считает мать... Только в самом конце, когда Соне придется принимать взрослые решения и она, наконец, откажется от имиджа школьницы–переростка, с ней можно примириться... Кстати, любопытно взглянуть, какая Сонечка получится у Юлии Кадушкевич, также утвержденной на эту роль. Слишком непохожи эти молодые актрисы, причем не только внешне...


И все же сходить на этот спектакль стоит. Уже ради одних лишь Былинской и Клебанович. А еще там очень любопытные танцы. И трогательный, до комка в горле финал с запоминающейся музыкой Алексея Еренькова...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter