Еда не должна стоить больше еды

Об этом говорилось в Послании Президента

Цитата из выступления Александра Лукашенко в Овальном зале близка пониманию каждого:


— Сегодня в Беларуси нет и быть не может оснований для роста цен. Любые факты их повышения сверх прогнозного уровня, особенно на потребительские товары, должны быть предметом немедленного и жесткого разбирательства.


Попробуем разобраться в некоторых нюансах. Первый квартал года дал прирост цен в 5,4 процента. Это непозволительно много. Ведь нетрудно подсчитать: если так и дальше пойдет, то снижения инфляции до запланированных 12 — 15 процентов к декабрю не видать.


Вникнем в детали. Знаете, какой товар изрядно подпортил статистику? Изучив таблицу индексов цен Белстата по основным продовольственным группам, не поверила своим глазам: картофель! В марте 2013 по отношению к декабрю любимый и самый популярный национальный продукт подорожал на 19,7 процента, а к марту 2012–го — аж на 41,2 процента. Абсолютный рекорд после табачных изделий!


Это еще более удивительно, если учесть, что урожай картофеля в минувшем году был собран немалый. Тогда же сформировались все основные затраты — на горюче–смазочные материалы, зарплату, удобрения и семена. Неужели в хранилищах и в магазинах задирают цену? Первый заместитель генерального директора УП «Партизанское» Елена Бердникович меня в этой мысли разубедила:


— У нас отпускная цена на картофель в апреле увеличилась по сравнению с декабрем на 8 рублей. Была 2.706 за килограмм, стала 2.714.


А товароведы нескольких крупных универсамов в один голос, как мантру, зачитали предельную розничную цену на картошку: 3.200 рублей за килограмм. Нарушение этого порядка цифр чревато наказанием.


Впрочем, есть нюанс. Рядом с нашей картошкой урожая 2012 года нынче на прилавках лежат желтобокие чисто вымытые марокканские клубни по 12.100. А еще из Македонии привезли раннюю капусту по 8.550, из Бельгии молодую морковку по 9.850. И хотя магазины берут их скорее для разнообразия ассортимента, тем не менее нам нечего противопоставить этим заграничным «гостьям». Следовательно, какую цену запросит поставщик, та и будет. Но это только один источник роста цен на овощи. У наших сельхозпроизводителей, конечно, есть оправдание: климат не тот — столь ранние урожаи овощей получать не дает. Но есть и другая составная часть роста цены, на мой взгляд, очень существенная. Это в советские времена картошку выращивали в колхозах. Нынче ею промышляют фермеры и владельцы личных подсобных хозяйств. А они свой товар в магазин не везут. Формируют цену на рынке. И сегодня это 4.500 — 5.000 рублей за килограмм, или в 2 с лишним раза больше, чем была по осени.


Но как так? В УП «Партизанское» меня убеждали, что картофеля в хранилищах предостаточно. Следовательно, государство может делать товарные интервенции и играть на понижение цены. Не в этом ли главный смысл создания запасов в централизованных хранилищах? Почему же не получается влиять на конъюнктуру рынка? Чтобы ответить на этот вопрос, я купила на днях сетку картошки в соседнем универсаме. Половина ушла в очистки. Некоторые клубни почернели после варки, из остальных пришлось сделать пюре — они развалились... Вот почему частник уверенно поднял цену на свой картофель. Потому что магазинный ему — не конкурент. Не выдерживает сравнения ни по внешнему виду, ни по качеству.


А это как раз то, о чем говорил Президент, касаясь роста цен и подчеркнув, что это «зависит не только от Мясниковича, но и от каждого человека на каждом рабочем месте. Запрягитесь и тяните! Тогда будете богатыми».


Это к тому, что даже в цене картошки заложены вещи более серьезные. Из ее стоимости плюс цены морковки, капусты, свеклы — любого товара — складывается общий индекс цен по стране. То есть значение инфляции. Белстат все суммирует. Нацбанк, опираясь на эти данные, формирует процентную политику. А от нее пляшет цена кредитов для реального сектора экономики — промышленных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов. Дорогие деньги всегда сдерживают экономический рост. Это аксиома. Но, что еще опаснее, дорогой картофель сегодня формирует высокую цену на него завтра. А заодно вместе с высокими кредитными ставками и на другие товары. В этой арифметике мелочей нет. Что и стоит пометить красным карандашом на полях в блокнотах ответственных руководителей всех уровней: от директоров магазинов и фирм–импортеров до Минэкономики и Правительства.

 

Советская Белоруссия №76 (24213). Среда, 24 апреля 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter