Еда дороже денег

Почему село, в которое последние годы инвестируются немалые деньги, не дает должной отдачи?..

«Приезжаю на комплекс «Борисовский». Крупнейшее предприятие страны. 108 тысяч свиней выращивает. Зашел — чуть в обморок не упал. Чистую одежду не дают. В бытовках нет элементарных условий. В санпропускниках грязь. В галерее крысы бегают, человека не боятся. На лестницах перила болтаются. В помещении, где стоит скот, вонь и духота...» Думаете, это записки впечатлительного журналиста? Разочарую. Увиденным с председателями обл– и райсельхозпродов делился министр сельского хозяйства и продовольствия Семен Шапиро на итоговой коллегии.


— Вызываю руководителя главживпрома и спрашиваю: может ли директор дальше работать? «Да, отвечает тот, только ему денег надо дать!» — возмущался Семен Шапиро. — Сейчас на комплексе сменился третий директор, за сердце хватается: там, помимо всего прочего, на 18 миллиардов рублей приписок!


Это далеко не одна картинка с натуры, которую привел министр. Он и его подчиненные с завидным упорством объезжают поля, коровники и комплексы, пытаясь найти ответ на главный вопрос: почему село, в которое последние годы инвестируются немалые деньги, не дает должной отдачи? И как навести порядок?


— Землячество и кумовство процветают при назначении на должности. Человек не справился, развалил 4 хозяйства, его ставят рулить пятым. Не надо назначать! — призывал председателей сельхозпродов Семен Шапиро.


По его мнению, многие беды в сельском хозяйстве и от такой кадровой политики. Министру доводят напряженные прогнозные показатели. Если отрасль их не выполняет, то министр уходит в отставку, а бездарные и тем паче нечистые на руку директора продолжают работать. Так почему бы и нет? Ведь знают, что в худшем случае их с выговором снимут с должности. За развал предприятия, сельхозкооператива никто толком не отвечает. Государство потихоньку списывает старые долги, пока растут новые.


Клубни гнева


Вот результаты такой работы. В 2009 году под будущий урожай страна инвестировала 4,6 триллиона рублей. Это примерно 212 долларов на гектар земли. Больше, чем в 2008 году, на 30 процентов. И удобрений было больше, и хороших семян. Однако всего 14 районов из 118 обеспечили прогнозный рост производства, то есть 9,5 процента. Сельхозпредприятия увеличили «вал» в среднем на 4 процента, а фермеры и крестьяне–единоличники на столько же уменьшили. Общий итог: 101,3 процента к 2008 году. Картина ясная: деньги зарыли, отдачи не получили и еще остались должны. Самые большие должники — Минская, Гродненская и Витебская области.


За ценой не постоим?


На Минщине непомерно высокая себестоимость зерна, расход кормов на килограмм привеса бычков в полтора раза, а свиней — на 20 процентов выше нормы. В одном из хозяйств Вилейского района коров кормили, как буйволиц, по двойной «пайке», а надоили всего по 2 тысячи тонн за год, как от козы. «А ведь по плодородию почвы Минщина уступает только Гродненщине, — комментировал факты министр сельского хозяйства и продовольствия, — здесь самые лучшие дороги, инфраструктура, максимально доступна аграрная наука».


Не нужны нам такие привесы!


Каждое пятое хозяйство Брестчины отчиталось об урожайности зерновых ниже 25 центнеров с гектара (средняя по стране: 33,2 центнера с га). В 76 сельхозпредприятиях привесы скота ниже 300 граммов. «Не надо содержать такие фермы! Это позор!» — едва сдерживал эмоции министр.


Просто накормить


Аграрную Витебщину принято считать падчерицей. Она традиционно завершает все отчеты. «И дождливая, и солнечная, и любая погода там плохая, — рассуждал Семен Шапиро. — Вряд ли с этим можно согласиться. Если плодородие почв в северном регионе невысокое, то по тучности пастбищ он уступает только Минской области. Надо грамотно использовать этот потенциал: выращивать больше трав, получать дешевое молоко и мясо».


Но крестьяне пытаются заниматься сразу всем, «не имея серьезных успехов ни в чем». Кстати, кормами нынче регион обеспечен хуже всех в стране.


Что пишем, что в уме


Гомельщина хоть и демонстрировала в минувшем году положительную динамику развития села, но проштрафилась в отчетах. Здесь самая низкая товарность молока. Иными словами, надоили вроде много, а продали значительно меньше. Остальное будто выпоили телятам и коровам. Самый прожорливый приплод на фермах в Наровлянском и Лельчицком районах. «Ситуацию уже надо рассматривать не на нашей коллегии...» — резюмировал министр.


Второй сорт не брак?


На Могилевщине другая беда — 58 миллиардов рублей хозяйства региона недополучили за счет низкого качества молока. Вкупе с перерасходом ресурсов на получение килограмма мяса и молока, яловостью стада цена неэффективного ведения животноводства за год — 153 миллиарда рублей. «Мы столкнулись с порочным явлением: переработчики занижали качество сырья. Есть вопиющие случаи, когда молоко экстра–класса принимали вторым сортом», — утверждает Семен Шапиро.


Хотя в нынешнем году именно для того, чтобы поддержать молокозаводы, были снижены закупочные цены на молоко.


Недоглядели


Гродненщина снизила урожай зерновых. Не только погода в том виновата. Пожалели удобрений и не обработали все посевы от болезней. В погоне за валом зерна забыли про травы и потеряли на фермах 18 миллиардов рублей.


***


Если бы все эти недостатки исправить и элементарно навести порядок, то даже в непростой кризисный год отрасль положила бы в копилку дополнительно как минимум 1,3 триллиона рублей. На такую сумму село недовыпустило и недопродало продовольствия. «Все изложенное, — такими словами завершил доклад Семен Шапиро, — свидетельствует о низком уровне использования внутренних резервов и организации производства». И пообещал нездоровые тенденции изменить. Есть же на кого равняться. Агрокомбинат «Дзержинский» заработал в 2009 году 65 миллиардов рублей прибыли. Привесы птицы здесь на уровне европейских. Немецкий фермер позавидует и состоянию дел в СПК «Снов» или «Беловежский». Сегодня село вывозит вдвое больше продукции (экспорт — 2 миллиарда долларов), чем закупает удобрений, техники и средств защиты. Даже в непростой кризисный год все же обеспечило не падение, а рост производства. Значит, есть потенциал, правильно выбраны приоритеты, дело за одним — научиться работать на земле по–хозяйски.


Компетентное мнение


Анатолий Сайганов, заместитель директора Института системных исследований в АПК Национальной академии наук:


— Вопрос ставится правильно, надо повышать эффективность агропромышленного комплекса. 300 крупных хозяйств вполне смогут накормить страну и обеспечить экспорт. Остальные следует активнее реформировать: передавать в аренду, развивать личные подсобные хозяйства, предпринимательство. Это сложно, СПК у нас выполняют еще и социальную функцию, но местным органам власти нужно активнее применять экономические механизмы реорганизации убыточных хозяйств. Все они известны.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter