Источник: Знамя юности
Знамя юности

Съездили в экспедицию по местам сражений 1812 года с борисовским внедорожным клубом

Джип. Снег. Березина

С момента заключительной битвы Отечественной войны 1812 года прошло 210 лет. Об этом каждый из нас читал в учебниках истории, но в Борисовском районе, где развернулась знаменитая переправа Наполеона через Березину, любой старожил сможет в подробностях пересказать ход событий, да еще и показать точки сражений. Мы на один день пересели из редакционной машины в джип, запаслись теплыми вещами, сменной обувью и вместе с участниками Борисовского внедорожного клуба 4×4 Borisov road стартанули по бездорожью открывать для себя новые виды.


Обзорный маршрут построили по ключевым пунктам: Минск – Борисов – стоянка «Пески 3» – Студенка – Брилевское поле – Минск. Протяженность больше 250 километров, поэтому со сборами не затягиваем, – в 08:40 выезжаем. В пути времени не теряем – знакомимся с нашим пилотом.

За рулем Олег Юшкевич – профессионал с 25-летним стажем. И это именно тот человек, у которого в запасе личного опыта есть истории на все случаи жизни. А его автомобиль прошел с ним воду, грязь, горки, глину и крутые откосы. На вопрос, сколько мест уже посетил, Олег отвечает:


– С конца 1990-х варюсь в джиперской жизни, за это время исколесил страну вдоль и поперек. У меня есть свои секретные места с красивыми видами, о которых мало кто знает и до которых почти никто не доезжает. Из самых запоминающихся моментов – масштабные вылазки в Ладогу, Казахстан, Дагестан и Чечню. Бывало, что за десять дней преодолевали по 1400 километров.

За разговорами не замечаем, как пролетели 50 минут. Подъезжаем к заправке в Борисове, где и назначен общий сбор. Пунктуальность у участников внедорожного клуба в почете – все девять экипажей на месте.

– День получится насыщенным, – заверяют те, кто не первый год в джиперском движении. – Все из-за того, что с погодой повезло. Обещают снег, а для нас это такая же грязь, только чистая – заезд себя оправдает на 100 процентов.


С таким настроем стартуем. Первым делом определяем ведущего – машину, которая поедет первой в колон­не, и замыкающего – этот экипаж обычно следит, чтобы никто не свернул с пути. И самое главное, настраиваем одну волну по радиостанциям. Сигнал есть – можно выдвигаться к первой точке. 15-часовая тематическая экспедиция у участников Бори­совского внедорожного клуба первая. Обычно любители джиповок выезжают «помесить грязь» и получить очередную порцию адреналина. Тем не менее нашлись желающие присоединиться к нестандартному маршруту – собравшихся объединила память о великой трагедии.
Остановка у памятника жертвам войны 1812 года

Вдоль Березины пробираемся по лесному массиву к остановке «Пески 3», которая расположилась недалеко от деревни Бытчи. В ее окрестностях до сих пор сохранились окопы со времен войны 1812 года. Вдоль поймы реки они тянутся до самой Студенки. На пути нас поджидало препятствие.

– Олег, прием, у нас отвалился глушитель! Как слышно? – раздается из радиостанции.

Вся колонна останавли­вается и предлагает помощь. У каждого экипажа есть проволока и нужный инст­румент. Без этого даже не стоит выезжать на внедорожниках, предупреждает Олег:

– Перед отправлением в экспедицию нужно продумать возможные варианты событий. В машине должно быть все: от дров до нескольких пар сменной обуви и оборудованного спального места.

Доезжаем до пункта назначения. Перед нами отк­рываются завораживающие виды на слегка подмерзшую Березину. Только успели немного передохнуть и сделать пару фотографий, как слышим голос ведущего: «По машинам». Нужно выдвигаться дальше – световой день в ноябре пролетает быстро.

На въезде в Студенку останавливаемся у памятника жертвам Березин­ской переправы. Перед нами возвышается бронзовая скульптурная композиция высотой 3,5 метра – обнаженное тело человека, которое символизирует всех жертв вой­ны 1812 года независимо от звания, национальности и вероисповедания. А взвевающийся над ним орел – прототип нашего современника, который спустя многие годы продолжает отдавать почести погибшим.

– Студенка во время отступления армии Наполеона оказалась в самом центре событий, – начинает экскурсию участник клуба Валерий Калистратов. Он вырос в соседней деревне Большое Стахово и в детстве изучил местность. – Батарея с 40 пушками обстреливала русские войска на противоположном берегу Березины, пока французы строили переправу из разобранных домов сельчан. Здесь во время обстрела из-за паники и давки погибли как солдаты двух сторон, так и гражданские.


После экскурсии двигатели снова прогреваются. Остался финальный рывок – Брилевское поле, где развернулся самый зрелищный и массовый бой войск русской и французской армий. Путь к деревне Брили, рядом с которой и расположен исторический комплекс, джиперы преодолевают по бездорожью. Увидеть брызги грязи и по уши застрявшие в бродах машины не получилось, как это могло бы произойти глубокой осенью. Но свою долю экстрима все-таки получили, когда авто бросало из стороны в сторону по запорошенной снегом земле и оно застревало на подтопленных участках.

Атмосферу Наполеоновского сражения воссоздали реконструкторы Минского пехотного полка

У деревни нас приветствовали выстрелами из мушкетов реконструкторы Минского пехотного полка. Они прошли по следам сражений около десяти километров, чтобы добраться к Брилевскому полю. Рядом с часовней и несколькими памятниками, посвященными французским и русским воинам, 150-летию битвы на Березине, каждый найдет, о чем подумать.

– Эта атмосфера одновременно завораживает и придает силы, – делится эмоциями один из участников Дмитрий Вареник. – Экспедиционный формат – всегда азарт и приключения. У нас есть лишь финальная точка, но никогда знаешь, что ждет на отрезке из пункта А в пункт Б. Всем со­ветую прочувствовать вкус путешествия по красивым и историческим местам. Не пожалеете.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter