Дырка от публики?

Исполнитель Олег Семенов, лауреат премии «За духовное возрождение», хорошо известен любителям добротной музыки, над которой не властны время и конъюнктура...

Исполнитель Олег Семенов, лауреат премии «За духовное возрождение», хорошо известен любителям добротной музыки, над которой не властны время и конъюнктура. Романс, духовные песни, пронзительная любовная лирика — в исполнении Семенова все это звучит выразительно и точно. Олег не заискивает перед публикой, не пытается понравиться, может, поэтому и интересен уже столько лет. В свое время он стал лауреатом международных конкурсов в Италии, Франции, Польше, обладателем Гран–при международного фестиваля духовной музыки «Магутны Божа», победителем республиканских фестивалей «Ярмарка юмора». Увы, Олег Семенов не так часто мелькает по ТВ и его концерты не всегда собирают полные залы.


— Я давно понял, что всем понравиться невозможно, — размышляет артист, — да и не нужно. К сожалению, на эстраде сейчас много хаоса. Размыты критерии. Но любая свобода должна быть разумной. Она не может превращаться в анархию. Вижу, как многие талантливые люди остаются за бортом, их не слышат. Все почему–то оголтело стали ориентироваться на молодежь: понравится ей это или нет? Но ведь есть целое поколение, у которого вкус уже сформирован. Для них я и пою.


Огорчает перекос в сторону попсы. Слава Богу, у нас есть филармония, оперный театр. Я уверен, главный показатель культуры в стране — положение классики. Думаю, имею право это говорить, потому что работаю в музыке более 30 лет, пережил многие течения и моды.


— А кто вас сформировал как музыканта?


— Мы жили под Гомелем в маленькой деревеньке. Я слушал пластинки советских исполнителей тех лет. Потом было музыкальное училище, знакомство с классической музыкой, консерватория — класс народного артиста СССР профессора Виктора Ровдо. И проникновение в хоровую музыку уже не только на уровне слушателя, но и ее создателя — дирижера. Я знаю, что у меня есть свои вершины в хоровой музыке. Но сейчас, после того как стал преподавать, приходится формулировать то, что раньше чувствовал интуитивно. Вот как молодому ученику объяснить сверхзадачу исполнителя? Это, конечно, создание художественного образа. А что такое художественный образ? Это эмоции. Выходя на сцену, артист вне зависимости от того, в каком жанре работает, должен их вызвать. И желательно, чтобы они были положительными, чтобы зритель вышел после твоего концерта вдохновленный, окрыленный, задумчивый или одухотворенный. Но не в том состоянии, что до начала концерта.


— Олег, за это время как–то поменялась молодежь, мечтающая о сцене?


— Когда я начинал преподавать в Минском государственном колледже искусств, где преподаю вокал и сейчас, в детях говорили какие–то отголоски 90–х гг. По крайней мере, я объяснял себе это так. Они же впитывали все, что происходило вокруг. Сейчас они изменились. Они хотят учиться, в отличие от тех, кто раньше спрашивал: «А зачем?» У меня к ним комплексный подход. Невозможно стать артистом, не зная классики литературы, кинематографа. Ведь важны не только профессиональные навыки, но и формирование вкуса, личности. Выходить на сцену, не будучи личностью, не имеет смысла.


Иногда я сижу в жюри различных конкурсов, вижу действительно много наученных, способных исполнителей, но талантливых очень мало. Это сложный вопрос, который волновал и будет волновать людей. На мой взгляд, молодые артисты сами должны избегать каких–то «фанерных» вещей в творчестве, стараться не петь фальшиво, адекватно оценивать свои возможности.


— Вы вспомнили о начале своего творческого пути, а когда было проще пробиваться молодым артистам — в советское время или сейчас?


— Может быть, отвечу парадоксально: всегда было одинаково сложно. Раньше, если тебя не направили, ты не мог поехать на конкурс самостоятельно. Сейчас — приехал, заплатил за право участия и выступай. Возможности огромные — все упирается в средства. Но в советское время ты мог выделиться, если у тебя просто был голос. Сейчас к нему, к сожалению, должны прилагаться денежные банкноты.


— Нынешние конкурсы приносят какую–то пользу музыке?


Конкурс — не самоцель. Это возможность посмотреть на себя со стороны, послушать других, воспитать в себе навык выхода на сцену, участия в творческой, но все–таки борьбе, научиться проигрывать, сдерживать себя, чтобы голова не шла кругом от успехов. Это составляющая часть учебно–воспитательного процесса. Главное — и после конкурса учиться всю жизнь.


— А вы не осуждаете тех, кто после успешного выступления в Европе остается строить музыкальную карьеру там?


— Как я могу их осуждать? Поверьте мне, в полной мере мало кто реализуется в Европе. Они есть, но их единицы. И я ими горжусь как земляками. Остальных, тех, кто играет где–то на городской площади под дождем или около старой церкви, реализовавшимися считать не могу. Они просто зарабатывают на хлеб.


Наступило такое время, когда ты можешь проявить свои либо лучшие, либо худшие качества. Никто не может заставить тебя оскорбить пожилую женщину или ребенка. Все внутри человека. Иногда вздыхают: «Как бежит время!» Но это не время бежит, а мы в нем.


— Олег, работа хормейстера наложила отпечаток на ваш характер?


— Наверное. Иногда говорят, что он у меня тяжелый. А иначе и быть не может. Хормейстер должен быть тираном, чтобы добиться результата. Правда, сейчас от этой работы устал. В Голландии я работал с хором 100 — 120 человек и за 40 минут делал им партитуру, они удивлялись: «Ну теперь мы выиграем любой конкурс!» И действительно выигрывали.


— Вы почувствовали разницу между европейской школой и нашей?


— Они более аккуратно исполняют материал. У них нет славянской эмоции. А мы, может быть, не все, но, по крайней мере, многие, не чувствуем западную музыку. Как мы, нашу духовную, народную музыку они не споют никогда. Я всегда говорю: не надо пытаться эстонцам танцевать лезгинку, они все равно, как грузины, не станцуют. В то же время в Голландии выходят взрослые дядьки с гитарами, совершенно спокойно собирают стадион, и этот стадион поет вместе с ними. И это не зависит ни от моды, ни от рекламы. Им просто это нравится. Они позволяют себе любить эту музыку, и это считается вполне нормальным. Слушатели там ценят выбор. И прежде всего это касается радио: там есть каналы инструментальной музыки, джаза, фольклора. На все жанры и возрасты.


— Когда вас смогут услышать ваши поклонники?


— 30 июня у меня большой концерт в концертном зале «Минск». Я исполню военные песни, романсы, написанные мной и другими композиторами. Придут мои друзья: Анатолий Длусский, группа «Белорусы», ансамбль «Виват», которым я руковожу в колледже.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter