Жизнь в Европе заметно подорожала

Дыра в продуктовой корзине

На днях, просматривая статистику европейских стран за прошлый год, обнаружил цифры по уровню инфляции в Бельгии. На первый взгляд, ничего удивительного. Продовольственная инфляция за 2021-й составила 3,95 процента. Но это статистика. А что же на практике? Самое лучшее средство — берешь калькулятор, идешь в соседний супермаркет и покупаешь традиционный недельный запас продуктов, который за несколько лет проживания в Брюсселе уже определенно сформировался.

Цены на топливо растут, но ажиотажа в Бельгии пока нет.

Обычно на нашу семью из трех человек уходит в неделю в среднем от 45 до 50 евро на так называемую потребительскую корзину. Так было до нынешнего января. Годовое повышение цен за счет инфляции, которое статисты в последние годы определяли на уровне от одного до четырех процентов, было малозаметным. Например, изменение стоимости молочных йогуртов, молока или булочных изделий в пределах 2—3 центов в год воспринималось спокойно.

Однако с началом января ситуация совсем иная. То ли потому, что годовые статистические отчеты были сданы и народ успокоился кажущейся благополучности. То ли тема повышения цен на газ стала более актуальной, а значит, можно было к чему-то привязать оправдания в повышении цен на продукты. Но именно в январе цены на продукты питания в Брюсселе резко пошли вверх.

И уже приходя в магазин, на кассе неожиданно для себя обнаруживаешь, что в чеке стоимость 65—70 евро, а то и выше практически за тот же продуктовый набор, который долгое время до этого был по цене до 50.

Я решил поднять свои записи, сохранившиеся в электронном приложении чеки и сравнить, что именно выросло в цене.

Оказалось, что большинство товаров этой самой потребительской корзины стали дороже. Что-то незначительно, как раз на те обещанные статистами четыре процента, а что-то и на немыслимую величину, фактически в 1,5—2 раза.
Вот несколько примеров. Макаронные изделия, которые мы раньше покупали за 35 евроцентов за полкилограмма, теперь продаются по 69. За литр молока мы отдавали 59 центов, теперь его цена 72. Брусочек сливочного масла перед Новым годом покупали по 1,39, теперь — 1,79 евро.
Если вы заметили, то именно такие продукты становятся первоочередными в списках, когда грядут какие-то катаклизмы. Именно на них в первую очередь обнаруживался дефицит, когда были перебои с поставками или объявлялись ковидные локдауны.

Причем для сравнения я брал цены из одного и того же магазина немецкой сети Lidl. К этому списку можно было бы смело добавить еще с десяток продуктов. Например, мясные фарши, свинину, говядину. На удивление незыблемыми, по крайней мере уже два года, остаются цены на охлажденные куриные тушки — по 2,59 евро за кило. Но это скорее исключение из правил, чем какая-то закономерность.

А что с бензином и дизелем?

Помимо продуктовой инфляции, жители Бельгии в последние месяцы столкнулись еще и с повышением цен на энергоресурсы. Как только политические заголовки журналистских статей все чаще стали касаться темы поставок российского газа в Европу, резко пошли в гору цены на топливо и коммунальные платежи. По итогам прошлого года жители, отапливающие дома мазутом, получили квитанции, практически в два раза превышающие предыдущие показатели.

А владельцы автомобилей, привыкшие к тому, что в Бельгии долгое время цены на топливо держались на среднеевропейском уровне, с удивлением отметили, что ездить на личном транспорте становится все дороже. Казалось, еще совсем недавно, отправляясь в путешествие в летний отпуск, мы рассчитывали расходы на дизель по цене 1,29 евро. Но к декабрю дешевле топлива, чем по 1,55 евро, в Бельгии уже было не найти.

А когда тему пандемии в новостных заголовках все чаще стали заменять сведения о маневрах российской армии у украинских границ и в Беларуси, то барометр цен на бензин и дизтопливо резко пошел вверх.
С приходом января АЗС словно начали соревноваться друг перед другом, кто быстрее достигнет условной отметки в два евро за литр.
И вот перед началом спецоперации в Украине цена на дизтопливо добралась до 1,7. А затем в течение недели переступила через порог два евро за литр.

То, что бензин А-95 на 20 центов дешевле, чем солярка, — слабое утешение. Ведь за последнее десятилетие сложилось так, что европейский автопарк в среднем имеет отношение 4:1 в пользу «дизелистов». И объявленное на днях в Бельгии значительное повышение цен на дизель ударило в первую очередь именно по ним.

Брюссель, Бельгия.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter