В последние годы слово «модернизация» стало синонимом перемен
Модернизация вошла буквально во все сферы жизни и деятельности, став катализатором позитивных процессов и в экономике, и в социуме. Свое мнение о том, каковы особенности предстоящей модернизации модели общественно-политического устройства, высказал в беседе с корреспондентом БЕЛТА директор Института государственной службы Академии управления при Президенте Республики Беларусь кандидат философских наук, доцент Николай ЩЁКИН.
— Николай Сергеевич, трактовок модернизации немало, а что вы вкладываете в это понятие?
— С одной стороны, модернизация может быть представлена системой научно обоснованных и идеологически выверенных взглядов на национальные цели и приоритеты развития, в основе которых — национальные ценности, человек.
С другой — и таково мое убеждение — это обновленная стратегия на долгосрочную перспективу, это ключевые направления движения общества и государства, это опережающее отражение общественных процессов.
— На ваш взгляд, уместно ли заимствование или повторение чужого опыта?
— Конечно же нет. И здесь я основываюсь на позиции главы белорусского государства, национального лидера Александра Лукашенко. В моем восприятии модернизация — не самоцель, а инновационный процесс, связанный с качественно новым решением не только социально-экономических, но и государственно-управленческих задач.
В сущности, речь должна идти о выборе и реализации содержательного и общественно значимого алгоритма достижения национальных целей во всех сферах деятельности (политическое управление) и духовного обновления. Конструктивная роль модернизации заключается в том, чтобы сделать социальные и экономические преобразования — как и властно-управленческие — во благо народа. И чтобы они воспринимались позитивно и элитой, и основными слоями населения.
— Генератором модернизации является Президент. А кто будет ее двигателем?
— Государственная служба. На ней, прежде всего, лежит ответственность за продвижение национально-государственных интересов и ответственность за результаты, судьбы людей.
По моему убеждению, при модернизации модели общественно-политического устройства нельзя действовать на ощупь, по наитию. Здесь требуется многое.
В первую очередь, это создание адекватной новой реальности, государственно-правового и организационного механизма осуществления модернизации. Такова несущая конструкция модернизации.
Во-вторых, глава государства особенно подчеркивал необходимость преобразований (оптимизации) государственно-властной структуры и сокращения численности госаппарата, в том числе в целях максимальной экономии ресурсов.
В-третьих, демократизация политических и управленческих отношений. Плюс защита нравственного пространства человека от внешнего деструктивного влияния. Развитие и укрепление институтов гражданского общества (речь идет об уровне свободы, степени дозволенности). Особое значение имеет повышение доверия населения к государственным институтам, в том числе через рост национального богатства, улучшение благосостояния и качества жизни.
Главное, на мой взгляд, выстроить новую систему функций, связей и взаимозависимостей по вертикали и горизонтали государственного управления. Разумеется, предстоит продолжить упорядочение административных процедур, устранение их избыточности. Не обойтись здесь переводом государственных и социальных услуг в электронный вид (то, что укладывается в понятие дебюрократизации).
Полагаю, нужно более активно заняться внедрением проектного подхода в госуправление (реализация национальных проектов и государственных программ). Важно создание условий для развития частно-государственного партнерства. При этом необходимо учитывать, что у бизнеса и у государства имеется ярко выраженная специфика. Тем более важен интегративный подход.
— И в завершение беседы: что, по-вашему, кроме определения точек роста государства, нужно еще?
— Обеспечить законность, целостность, качественную определенность и целенаправленность, устойчивость связей и взаимодействий между элементами и уровнями системы государственного управления. Необходимо ясное понимание того, что за всем этим — люди. И, безусловно, краеугольный камень — патриотизм.
Елена ПРУС