Душа телекомпании

Сегодня вечером во Дворце Республики будут чествовать телевизионщиков...

Сегодня вечером во Дворце Республики будут чествовать телевизионщиков. Шестая церемония вручения премии «Телевершина» впервые пройдет в открытом формате. Все желающие могут приобрести билет на церемонию и сидеть в одном ряду плечом к плечу с кумирами экрана.


И сегодня наша героиня — это самый взыскательный судья «Телевершины». Четыре года подряд Галина Злобенко входит в состав жюри конкурса. По образованию она преподаватель русского языка, литературы и музыки. Но судьба забросила ее на телевидение, где она и проработала тридцать лет. Расцвет документального кино происходил не только на глазах Галины Злобенко, но и при ее активном участии. А документалисту, кроме мастерства, требуется еще и мужество: после аварии на Чернобыльской АЭС Галина Петровна в составе группы из пяти человек поехала в закрытую зону.


Сейчас она возглавляет студию тележурналистики в Республиканском центре технического творчества учащихся, преподает в Белорусской академии искусств, занимает пост главного редактора фонда «Экомир», является членом жюри конкурса «Телевершина» и продолжает писать сценарии, по которым в «Белвидеоцентре» снимается документальное кино — кино, которому она посвятила жизнь...


— И как у вас на все хватает времени?


— Я давно на пенсии, но, как ни странно, сейчас востребована больше, чем тогда, когда работала в «Телефильме». Пишу теперь сценарии для документального кино. Из последних работ — фильм об Игоре Лученке режиссера Валерии Скворцовой «Мелодия судьбы». Только что закончен фильм «Браславщина — край Божьей опеки». А это и правда удивительный край! Недаром на гербе Браслава изображено око Божьей опеки. Когда я первый раз приехала туда в мае, то была просто потрясена его красотой, и вскоре родились строки: «Чары Браславщины цвета сирени». Сейчас по заказу «Экомира» мы закончили 12 фильмов из серии «Белорусский акцент» о выходцах из Беларуси, которые состоялись за пределами Отечества, но не прервали связь с ним. После общения с этими людьми я еще острее стала понимать, что вся наша Беларусь — это край Божьей опеки. Да, мой отец — украинец, сама я по паспорту — русская, но для меня именно Беларусь — самое родное место на Земле, и потому я никогда не допущу ни одного слова, порочащего мою страну. Дома может происходить что угодно — на то он и дом, но выносить что–либо на обсуждение или тем более на поругание, на мой взгляд, просто недостойно. Ну а творчество... В планы «Белвидеоцентра» включены три мои новые заявки, одна из которых посвящена Геннадию Цитовичу — фольклористу, этнографу, композитору, создателю народного хора, который сейчас носит его имя. Я лично знала его и восхищалась этим человеком. Некогда он мечтал о создании певчего поля, на котором собрались бы тысячи белорусов и запели свою песню. Вспомните, что было, когда Александр Рыбак запел «Купалинку» на сцене Дворца Республики! У меня внутри все затрепетало! Об этом и мечтал Цитович: чтобы людей не нужно было заставлять петь, а они сами не могли не петь. А как же иначе? Край Божьей опеки должен петь! Кстати, моя вторая заявка — фильм о людях, которые поют. Когда–то я делала программу «Спявай, душа!». Мы колесили из деревни в деревню и снимали поющих людей. А их было немало. Их и сейчас предостаточно, причем не только пожилых. И об этом необходимо говорить! Я помню свою маму, которая, бывало, сядет вышивать и поет. Пусть такое случалось нечасто, но оно было! А когда дома поет мама — это и есть воспитание! Иногда я слышу: «Да зачем нужна эта пыль?!» Однако говорящие подобное даже не подозревают, что под пылью — живая история!


— Галина Петровна, а что вам наиболее запомнилось из телевизионной практики?


— Творческое объединение «Телефильм» просуществовало с конца 60–х и до начала 2000 года. Оказавшись на «Телефильме», я сначала была редактором музыкальных фильмов и фильмов–концертов: «Песняры», «Верасы», «Сябры» прошли, что называется, через мои руки. Работали мы много и с увлечением. Мне удалось сделать ряд интересных работ, познакомиться с необыкновенными, талантливыми людьми, но наиболее запоминающейся и психологически трудной была работа над фильмами из чернобыльского цикла. Когда в начале мая 1986 года меня вызвали к зампредседателя по телевидению и радиовещанию Виталию Дмитриевичу Чанину и предложили ехать, я не отказалась, хотя многие просто не пришли. Наша группа состояла из пяти человек, мы сами ничего толком не знали и были совершенно неподготовленными к тому, что увидели. А сцены переселения, когда людей вывозили даже без вещей, потрясали! К примеру, женщина становилась на колени и обнимала ствол яблони... Смотреть на такое было невозможно!


— Позвольте напоследок вопрос о «Телевершине». Накануне вручения статуэток что вы можете сказать об уровне конкурса в этом году?


— Я была в составе жюри четырех «Телевершин» и потому нахожусь в курсе всех достижений тележурналистики. В этом году впервые в судейскую коллегию конкурса вошли не только наши, но и российские профессионалы: руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии, президент Академии российского телевидения Михаил Швыдкой, председатель Межгосударственной телерадиокомпании «Мир» Радик Батыршин и председатель Телерадиовещательной организации Союзного государства Игорь Угольников. Насколько мне известно, и Швыдкой, и Угольников уже в Минске и сегодня будут присутствовать на церемонии. Интригу конкурса я, естественно, пока не могу раскрыть, не имею права. Из 235 заявок, присланных на конкурс, мы определили победителей в 22 номинациях. Но должна отметить, что в этом году заметно омолодился состав призеров «Телевершины»: большинство победителей — молодые люди до 30 лет. И я очень за них рада, ведь многие — мои ученики. Я уверена, что у нашей тележурналистики есть будущее! Ведь главное в профессии — все–таки люди.


Кстати


Вчера на телеканале СТВ в эфире программы «Утро. Студия хорошего настроения» проводилось телефонное голосование в номинации «Приз зрительских симпатий». Лучшего здесь с 7.00 до 8.30 выбирали телезрители.


Напомним, от каждой телекомпании было представлено по 3 кандидатуры. От СТВ: Ольга Бельмач («24 часа»), Ирина Хануник–Ромбальская («Столичные подробности»), Игорь Позняк («Неделя»). От ОНТ: Сергей Дорофеев (ток–шоу «Выбор», программа «Выбор+»), Георгий Колдун (интеллектуальная игра «Один против всех»), Арташес Антонян («Новости спорта»). От Первого и «Лада»: Ольга Куришко, («Новости», «Звездные танцы»), Алина Кравцова («Культурные люди», «Звездные танцы»), Виталий Карпанов («Экспедиция»). Имя победителя в этой номинации, как и во всех остальных, будет названо уже сегодня вечером.


Елена МИНЧУКОВА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter