Думы о дыме

Как избавиться от старых автомобильных шин?
Как избавиться от старых автомобильных шин?

Еще несколько лет назад шинный хлам встречался едва ли не на каждом шагу: в карьерах, пригородных лесах, на обочинах дорог. Свалки из старых покрышек вырастали у гаражей, мастерских, на территориях автопредприятий. Теперь изношенные резиновые колеса не так часто попадаются на глаза, хотя их не стало меньше. Наоборот, количество транспорта увеличивается не по дням, а по часам, значит, выброшенной «автообуви» тоже прибавляется. Куда же она девается?

Чистые карьеры

Автомобильный бум середины 90–х в Гродно ощутили не только с первыми пробками на узких улочках города, но и с возможностью за полцены «обуть» свою машину. На бэушную импортную резину, привезенную из Германии или Польши, даже занимали очередь. Особым спросом пользовался огромный склад под открытым небом в переулке Дзержинского. За 9 — 10 долларов там можно было выбрать оригинальное колесо со старыми, но еще надежными протекторами.

Трудно сказать, сколько тысяч тонн шинного хлама поступило из–за границы, а постепенно стал накапливаться и свой. Все это где–то оседало. Небольшую часть покрышек автовладельцы наваривали, но толку было мало: с обновленного колеса, случалось, на ходу отлетали приклеенные резиновые ленты. За ненадобностью шины выбрасывали где попало. В Гродно, по словам начальника городской инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды Ирины Алехиной, последним крупным хранилищем бесхозных колес был карьер в районе улиц Горького и Пушкина, но его почти засыпали.

Как удалось выяснить, на городской свалке в окрестностях деревни Рогачи резинового мусора тоже очень мало. Это связано с тем, что автошины пару лет назад попали в число обязательных сырьевых отходов, которые необходимо сдавать. «По моим наблюдениям, частники вывозят на полигон различные ненужные вещи, при этом платят на месте полторы тысячи рублей за кубометр мусора. А вот инициативы со сдачей покрышек люди пока не проявляют, — огорчается Ирина Алехина. — Фактически эта работа налажена только с предприятиями и организациями, которые направляют резиновые отходы заготовителям».

База на колесах

В гортопсбыте, переименованном недавно в филиал предприятия «Гроднооблтопливо», с «шинным» вопросом вплотную столкнулись лишь 4 — 5 лет назад, когда из Могилева поступили конкретные заявки на поставку старых покрышек. «К этому необычному предложению мы отнеслись как к способу заработать деньги, — объясняет мне директор филиала Валерий Бондарик. — Ниша в этом бизнесе не была заполнена, поэтому отправляли сырье на Могилевский регенераторный завод вагонами. Теперь, когда появились конкуренты, объемы уменьшились до 200 тонн в год».

Предприятия и организации за сданные шины платят филиалам «Гроднооблтопливо» по 187 тысяч рублей за каждую тонну сырья. Однако если они вынуждены делать это, следуя букве закона, то к автолюбителям такие правила применить очень сложно. Попробуй заставь человека отвезти пару покрышек на другой конец города да еще доплатить за них! Вот и получается, что хранят их по–прежнему в гаражах, сараях, на дачах. Просто так выбросить колесо у забора или на первой попавшейся лесной опушке с недавних пор проблематично. После принятия Указа Президента «Об усилении ответственности за нарушение законодательства об охране и использовании земель, правил благоустройства и содержания населенных пунктов» можно схлопотать за это солидный штраф. А между тем, по данным областного управления ГАИ, в личном пользовании жителей Гродненщины уже в начале 2007–го находилось 309.866 автомобилей. Даже если раз в два года поменять покрышки на каждой машине, получится внушительная цифра.

Любопытно, а как избавляются от старых шин и что с ними потом делают в странах, где автомобильный ажиотаж начался намного раньше?

Резина вместо газа?

В начале марта на многих интернет–сайтах появилось сообщение под интригующим заголовком «Искусственный риф из старых шин портит жизнь американцам». Оказывается, 35 лет назад кому–то в голову пришла «гениальная» идея: затопить использованные шины в океане. Расхлебывать последствия придется еще долго. Сотни тысяч, а может, миллионы покрышек с годами не только не создали искусственный риф для морских обитателей, но постепенно с приливами и отливами, штормами и ураганами выносились на побережье Флориды. Уборка морского дна началась уже пять лет назад и будет проводиться с помощью военных и волонтеров до 2010 года. Такова цена одного глупого решения.

Но в США, разумеется, не только бросают шины в воду. Кандидат технических наук Виталий Липик, исследуя проблему на веб–ресурсе «Белорусский экологический портал», подсчитал, что ежегодно в Соединенных Штатах сжигают в качестве топлива 115 миллионов старых покрышек. В Японии пускают в топку две трети ненужной авторезины, в Германии — половину, в Великобритании — одну треть, во Франции — пятую часть.

А может, и в Беларуси использовать необычное топливо? Оказывается, Совет Министров уже поручил «Белвторресурсам» разработать схему централизованного сбора шин с последующей поставкой на цементные заводы. Главный инженер ОАО «Красносельскстройматериалы» Ростислав Куцелай подтвердил информацию о том, что предприятие заинтересовалось «резиновым» топливом, однако возникает много новых проблем. Чтобы сжигать шины, полагает Ростислав Владимирович, нужны не только дополнительные устройства, но и высокоэффективные фильтры, иначе ухудшится и без того непростая для поселка экологическая обстановка. Все это потребует больших расходов. Выход главный инженер видит в том, чтобы таким предприятиям государство давало статус утилизатора и компенсировало затраты. Если все так произойдет, то в Красносельском уже в этом году смогут производить цемент с помощью нового вида топлива.

И все же это хотя и перспективное, но в наших условиях не бесспорное направление. Более эффективным и экологически безопасным способом утилизации шин специалисты видят их механическое дробление.

От крошки до текстиля

В Беларуси только в двух городах — Могилеве и Гродно — автопокрышки перерабатывают промышленным способом. Когда два с половиной года назад в пригородной деревне Пушкари открылось «резиновое» производство предприятия «Экологическая альтернатива», гродненские заготовители сменили могилевское направление на местное, что сразу же уменьшило транспортные расходы. Но этих поставок быстро растущему заводу было уже мало. Переработчики сами организовали доставку шин из других областей страны. В первый год, когда на автопредприятиях скопился многолетний хлам и там не знали, что с ним делать, на конвейере пустили под нож около 3 тысяч тонн шин. В минувшем году эта цифра уменьшилась, но это не повлияло на планы продолжать необычный бизнес. «Наш способ механического дробления покрышек экологически чист, — рассказывает коммерческий директор предприятия Руслан Семчук. — Конечный продукт — резиновая крошка, текстильный и металлический корд».

«Экологическая альтернатива» нашла применение своему сырью. Спрессованный текстиль, к примеру, стал незаменимым материалом в изготовлении спортивного инвентаря, особенно боксерских мешков, груш. Изделия уже получили хорошую оценку у специалистов. Но еще больший эффект дает применение крошки. Руслан Семчук сетует лишь на то, что его предприятие не могло обеспечить этим материалом стадион «Неман», когда там полтора года назад укладывали искусственное футбольное покрытие. Более ста тонн резиновой крошки привезли из России, хотя могли бы обойтись местным и не таким дорогим сырьем, но его тогда здесь еще не имели. Теперь и гродненская переработанная авторезина используется на главной арене области — на волейбольной и баскетбольной площадках. А ведь сколько травмоопасных площадок по стране еще остается без удобного покрытия!

В планах — использование крошки в производстве асфальта, тротуарной плитки, ковриков, кровельных материалов и т.д.

Итак, сбор старых шин на уровне предприятий налажен, что уже хорошо для нашей среды обитания. Переработка хотя еще только разворачивается, но уже видны ее контуры. В этой системе пока выпадает еще одно важное звено — рядовой автолюбитель, который привык за стеклотару, лом, макулатуру и прочее тряпье получать хотя бы небольшие деньги, а не отдавать за сырье свои кровные. Вот был бы материальный стимул, тогда бы водитель не стал сквозь пальцы смотреть на груды шин у собственного гаража...

Фото Ярослава ВАНЮКЕВИЧА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter