Насколько вырос спрос на операторов БЛА в белорусской армии и как военных обучают мастерству управления дроном

Дрон среди ясного неба

Белорусская армия осваивает технику нового поколения

Спецоперация в Украине показала, насколько эффективно использование беспилотных летательных аппаратов в боевых действиях. С их помощью осуществляют разведку, корректируют огонь, сбрасывают снаряды. Дроны незаметны в воздухе из-за малых размеров, на большой высоте их практически невозможно сбить из стрелкового оружия. В белорусских Вооруженных Силах также активно внедряют БЛА. А для того, чтобы личный состав владел навыками их управления, будущие операторы проходят обучение в центре подготовки и применения беспилотных авиационных комплексов под Березой в Брестской области. Это единственная в стране воинская часть, где готовят таких специалистов. 


От наблюдения до нанесения удара

Березовский аэродром «Осовцы» уже больше десяти лет не слышал рева моторов истребителей. Теперь авиаторы поднимаются в небо в Барановичах. А над «Осовцами» кружат беспилотные летательные аппараты. Сейчас здесь ждут новые образцы БЛА, для которых строится своя взлетно-посадочная полоса.

Служат тут только контрактники. Как правило, приходят после военного факультета Белорусской государственной Академии авиации. Ведь для того, чтобы управлять беспилотником самолетного типа, недостаточно просто прочитать инструкцию, как в случае с китайским «Мавиком». Хотя и здесь достаточно много нюансов. Одно дело – просто поднять коптер в воздух, другое – с его помощью определить координаты объекта и передать их подразделениям артиллерии. Как показывает практика, гражданские дроны в силу своей доступности нашли широкое применение в СВО в Украине. И если изначально они были «глазами» военных, то сейчас имеется возможность по их переоборудованию в дроны-ударники.


– Мы изучаем украинский опыт использования беспилотников мультироторного типа. Да, у них не такой большой радиус полета, как у тех же БЛА самолетного типа, но возможностей при разведке больше. Так как они куда более маневренные и мобильные из-за небольших размеров. И учитывая технические параметры наблюдение ведется с небольших расстояний, – рассказывает инструктор по управлению БЛА Ярослав.

Сейчас в центре проходят недельную подготовку военнослужащие сил специальных операций. Группы небольшие – около 10 человек.

– Программа обучения состоит из нескольких главных этапов: теория, подготовка на тренажере, позволяющем имитировать полёт и «погрузить» военнослужащего в виртуальную информационную среду боевого применения, реальные полёты, – рассказывает Ярослав.  

По завершении обучения военнослужащие сдают своеобразный экзамен в виде упражнений, которые они отрабатывают во время обучения. Затем получают книжку оператора БЛА. Она является подтверждением того, что они имеют навыки управления беспилотниками мультироторного типа. Только за последние полгода в центре прошли обучение более 200 военных.

Начальник 927-го центра подготовки и применения беспилотных авиационных комплексов Максим Яромский объясняет такой спрос тем, что войска продолжают укомплектовываться БЛА. И на местах нужны свои специалисты, которые смогут управлять этими летательным аппаратом.


– Раньше коммерческим дронам не уделялось особого внимания. Однако сейчас на примере СВО мы видим, насколько они эффективны и при этом бюджетны. И спектр их применения постоянно расширяется. Но, по сути, основная задача дрона – дать координаты места нахождения объекта противника для последующей отправки артиллерийского снаряда в цель. И мы обучаем военнослужащих работать с этими координатами. Для понимания, коптер передает нам их в системе WGS-84, оператор должен пересчитать в СК-42. И в уме эту задачу не решить. Для этого надо использовать карту либо специальное программное обеспечение, для чего тоже нужны определенные навыки.

Трижды в неделю по семь часов

Нам удалось попасть на учебные полеты. Они проходят три раза в неделю. Длятся по семь часов. Как правило, операторы должны отлетать определенное количество часов как днем, так и ночью. В темное время в небе работают БЛА с тепловизорами. И упор здесь делается больше на наблюдение. В реальных боевых действиях такая «охрана» может спасти подразделение от внезапного нападения противника.


Итак, сегодня военнослужащие центра отрабатывают навыки слежения за объектом в полевых условиях.

«Ориентировочный вылет в 14:30» – передает по рации из пункта управления оператор беспилотника «Суперкам-350» Дмитрий технику. До запуска остаются считанные минуты. Тем временем в поле напоследок проверяется техническая готовность самолетов, а в пункте управления – заняты настройкой камер и прокладыванием маршрута. Сегодня задача расчетов – найти и вести наблюдение за иноагентами.

– Ранее поступила информация, что в районе вокзала должны появиться иноагенты, – рассказывает старший расчета Александр. – Работать будут два беспилотника: «Суперкам-350», «Суперкам-100». Расчет состоит из трех человек – два оператора и техник. Один из операторов прокладывает маршрут, а второй ведет наблюдение. Так как сегодня мы работаем с двумя самолетами, то я, как старший расчета, являюсь связующим звеном между операторами и координирую их действия.


Стартуют беспилотники со специальных разборных катапульт. Их заранее устанавливают техники. И здесь есть некоторые нюансы. Например, в радиусе 100 метров не должно быть преград в виде построек или деревьев. Второй момент – катапульты ставятся против ветра, тогда подъемная сила самолета лучше. К слову, универсальной пусковой установки, с которой можно запускать разные БЛА, нет. Для каждого самолета предусмотрена своя катапульта.

Пункт управления расположился чуть дальше от места запуска. Кстати, в программу обучения входит в том числе и правильное его развертывание. Маскировку никто не отменял. К тому же оператор – стратегически важная единица расчета.

Итак, 14:30. Взлёт! В считанные секунды «350» и «100» растворяются в воздухе. Дальше о их судьбе знают лишь операторы. В считанные минуты беспилотники со скоростью более 70 километров в час долетели до зоны, где вокзал виден как на ладони. Теперь по приметам, поступившим из штаба, нужно найти цель. Камера передает все, что происходит на вокзале, на компьютер оператору. Ищем мужчину в зеленой куртке, который должен встретиться со своим подельником. Пару минут беглого поиска и на экране появляются нужные нам люди. Задача – «найти» выполнена, дальше операторы не спускают «глаз» с объекта. Беспилотник тем временем висит в воздухе и ждет дальнейших команд. Работать он может более четырех часов и на расстоянии до 50 километров.


Небесные ограничения

Со стороны кажется, что подготовка беспилотника, его вылет, выполнение задачи и возвращение – это все, из чего состоит учебный полет. Однако реальная картина куда сложнее. Каждому полету предшествует серьезная подготовка. Сначала каждый оператор проходит медосмотр. После того, как этот этап пройден, операторы имеют право приступать к подготовке техники. Помимо этого, предварительно в штабе собирается авиационный персонал. Здесь уточняются полетные задания, зачитываются метеорологические сводки и отдаются приказы. Как правило, полетное задание ставит командир эскадрильи. Он прорабатывает задачу, определяя район, маршрут поскольку летать не везде разрешено:

– Над городом летать запрещено. Накануне учебных полетов диспетчер заказывает воздушное пространство, – рассказывает инструктор-оператор – Подается заявка, которая рассматривается в Минске в 570-м центре организации воздушного движения. И нам определяют зоны, где разрешено летать. Также перед взлетом мы снова обращаемся в центр и ставим в известность, что работаем согласно установленному плану.


Понятно, что все учебные полеты отрабатываются по игровому сценарию. И иноагент, на самом деле один из военнослужащих воинской части. Однако благодаря подобным тренировкам операторы оттачивают и совершенствуют свои навыки:

– Главное для оператора беспилотника – быстрота реакции, аналитический склад ума и умение принять верное решение в сложной ситуации. Оператор решает, каким способом взлетать, каким – вести разведку. Допустим способ взлета зависит от местности. Если лесистая местность, то «Суперкам-350» не взлетит. Опять же у каждого БЛА есть свои технические характеристики, которые стоит учитывать, когда разрабатываешь стратегию. Это и дальность, и время в полете. Важно понимать, в какой ситуации, тот или иной аппарат эффективнее выполнит задачу, – заключает инструктор-оператор.

Помимо учебных занятий, где военнослужащие ведут разведку и наблюдение, в последнее время часто проходят совместные учения с артиллерией. Операторы за кратчайшее время учатся находить цель, передавать ее координаты, артиллерия – по корректировке бить точно в цель.  


Меч и щит

Раньше многие военные конфликты происходили, когда только одна сторона имела широкий спектр беспилотников. Яркие примеры – Сирия, Афганистан, Ирак, Нагорный Карабах, где с азербайджанской стороны применялись БЛА, а с армянской – нет. Так вот украинский конфликт показателен в том плане, что столкнулись два противника, которые на равных используют БЛА. Максим Яромский рассказывает:

–  Вначале с украинской стороны активно работали «Байрактары». Но после того, как Россия наладила ПВО, турецкие беспилотники ушли на нет и последние полгода про них не слышно. При этом «Байрактар» не предназначен для работы в наших погодных условиях, из-за облачности он не видит цель. Но зато этот БЛА показал свою эффективность на севере Африки, в средней Азии, где небо ясное.



В Украине с обоих сторон активно используются дроны-камикадзе, наносящие значительный урон противнику. Со стороны России – это «Герань», «Ланцет». В целом ударные дроны делятся на два типа: первые могут вести разведку и после того, как цель найдена, поразить ее. А вторые идут с боеприпасом на конкретные координаты. Так вот «Герань» относится ко второму типу. Она совмещает в себе качества снаряда и крылатой ракеты, только очень дешевой. Однако есть управа и на нее.

– Известно, если есть меч, будет и щит, – говорит Максим Владимирович. –  Если есть применение дронов, значит, будет борьба с ними. И мастерство командиров – применить конкретный беспилотник там, где это будет наиболее эффективно. Если у противника хорошо выстроена ПВО, тогда «Герань» не полетит. Если ПВО подавлена, тогда работает «Герань».


То же самое и с коммерческими дронами. С обеих сторон в Украине на 80% используются коптеры фирмы DJI. Сама компания выпускает такое средство как AeroScope – это комплексная платформа для обнаружения беспилотников, которая по радиоканалу может определить место запуска дронов и их положение в воздушном пространстве. Просто-напросто уводят коптеры противника. Но с этим научились бороться. Дроны перепрошивают. Устанавливают новое ПО, позволяющее обойти влияние AeroScope.

–  В центре мы обобщаем опыт использования БЛА как в Украине, так и во всем мире. И учитывая последние тенденции внедряем новые методики в программу обучения. Допустим, что касается средств борьбы с беспилотниками, многие уверены, если будут средства радиоэлектронной борьбы, то летательный аппарат ничего не сможет сделать. Да, РЭБ подавляет спутниковую навигационную систему… Но оператор может выполнить задачу в ручном режиме путем сличения местности с картой. Здесь уже все зависит от его мастерства. Также при подавлении каналов управления БЛА можно выполнить задачу в режиме радиомолчания. То есть беспилотник будет выполнять задачу автономно. А после того, как он прилетит на базу, с него снимается информация и расшифровывается. Однако есть ограничения по задачам. Корректирование огня артиллерии, что необходимо делать онлайн, в этом режиме невозможно.

В ТЕМУ

С 2010 года военнослужащими 927-го центра освоено 11 типов беспилотных летательных аппаратов.









Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter