Отечественное машиностроение: ставка на импортозамещение, промкооперация с Россией, комплексная эволюция

Драйвер развития — инновации

Самые большие карьерные самосвалы на планете производят только у нас в стране. Первый в мире комбайн на газомоторном топливе сделан также в Беларуси. Наши машины, в которых нашли воплощение самые передовые разработки отечественных ученых, не только полностью закрывают внутренний рынок, но и активно экспортируются. Причем за рубеж поставляется более половины продукции нашей машиностроительной отрасли. БЕЛАЗы работают в 82 странах, каждый десятый трактор в мире создан на МТЗ. Словом, нам есть чем гордиться. Но без развития нет будущего. Сейчас Беларусь и Россия активно работают над реализацией 28 союзных программ, направленных в том числе на выработку единой промышленной политики. Половина из них уже выполнена. Работы впереди много. Об этом, а также об инновациях, промкооперации, развитии станкостроительной отрасли мы поговорили с первым заместителем министра промышленности Александром Огородниковым.

МАЗ и КАМАЗ договорились о создании совместного предприятия, которое займется в том числе разработкой и производством автомобилей с использованием беспилотных и интеллектуальных систем.
Фото Алексея Вязмитинова

— Александр Сергеевич, как вы оцениваете нынешнее состояние нашей машиностроительной отрасли?

— Хотел отметить, что в период чрезвычайных вызовов и угроз, связанных с воздействием на экономику эпидемиологической ситуации, а также введенными санкциями Европейского союза в отношении нашей страны, с которыми столкнулась промышленность, слаженными действиями как в 2021 году, так и в текущем обеспечена работа в штатном режиме. Реализация продукции осуществляется по заключенным контрактам, заработная плата выплачивается в полном объеме.

Нынешнюю пятилетку начали позитивно. Уже по итогам двух лет работы видим перевыполнение задач, обозначенных в Указе Президента № 292, которым утверждена Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021—2025 годы. Есть прирост промпроизводства и экспорта. В текущем году выполняются все доведенные Правительством ключевые показатели эффективности.

За девять месяцев ожидается объем производства промышленной продукции более 17,2 млрд рублей, по итогам года уверенно перешагнем рубеж в 20 млрд рублей.

— Как проходит промкооперация с нашим основным экономическим и торговым партнером — Россией?

— Тема интенсификации импортозамещения является одной из важнейших для Союзного государства России и Беларуси, а также активно обсуждается на площадках ЕАЭС. Фундаментом взаимодействия Беларуси и России послужили договоренности глав наших государств, созданы и работают совместные рабочие группы по таким направлениям, как автомобилестроение, сельхозмашиностроение, станкостроение, микроэлектроника.

Примеров кооперационного промышленного сотрудничества Беларуси и России немало. В настоящее время согласовано и подписано межправительственное соглашение о сотрудничестве в области микроэлектроники, а также союзная программа. Ведется подготовка программ в области разработки электронной компонентной базы и в станкостроении.

При согласованных подходах белорусских и российских производителей, выработке необходимых мер стимулирования в долгосрочной перспективе микроэлектронная промышленность наших стран займет достойное место в топе мировых производителей, а также имеет все основания стать в самое ближайшее время реальным драйвером ускоренного развития национальных экономик Союзного государства.

На утверждении в Совмине Союзного государства находится научно-техническая программа «Интелавто». К работе по ее выполнению планируется приступить до конца 2022 года.

Также ЕЭК сейчас формирует пул кооперационных проектов под новый механизм льготного финансирования. Перечень проектов в реальном секторе экономики, особенно в отраслях промышленности, планируется обсудить до конца текущего года на Совете ЕЭК и представить межправсовету.

БЕЛСТАТ

— Какие импортозамещающие проекты реализуются в отрасли?

— В акционерном обществе «Оршаагропроммаш» запущен проект по созданию производственных мощностей для изготовления инновационного бруса режущего и редукторов для сельскохозяйственной техники. Курирует управляющая компания холдинга «Бобруйскагромаш».

МТЗ проводит модернизацию производства с поэтапным увеличением объема выпуска тракторов современного технического уровня.

На завершающем этапе инвестиционной стадии находятся проекты по организации производства современного металлорежущего и вспомогательного инструмента на Оршанском инструментальном заводе, узлов рулевого управления для комплектации автомобильной техники на борисовском заводе «Автогидроусилитель», автомобильных компонентов нового поколения, соответствующих требованиям экологических стандартов Евро-5, Евро-6 и выше, на Борисовском заводе автотракторного электрооборудования.

В Минпроме ведется активная подготовительная работа для дальнейшей реализации перспективных импортозамещающих инвестпроектов, одобренных российской стороной.

БЕЛСТАТ

— Что делается для развития станкостроительной отрасли для машиностроения?

— Министерством промышленности в 2021 году разработана и утверждена, а Совмином согласована программа развития вида экономической деятельности «Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки» на 2021—2025 годы, включающая станкостроительную отрасль. ОАО «Институт БЕЛОРГСТАНКИНПРОМ» ведется сбор и анализ информации о планах закупки металлообрабатывающего оборудования в рамках технического перевооружения на 2022—2025 годы организациями системы Минпрома, а также другими министерствами и концернами республики. Информация о планируемых закупках импортного оборудования будет обобщена и направлена на станкостроительные предприятия для рассмотрения возможности разработки и производства их в республике.

Для удовлетворения всей потребности рынка Беларуси в металлообрабатывающем оборудовании предприятиями выполняются НИОК(Т)Р. Из уже выполненных можно отметить разработанный ОАО «СтанкоГомель» пятиосевой обрабатывающий центр, который не уступает лучшим мировым аналогам, конструктивно он близок к станкам фирмы HERMLE.

В 2022—2023 годах планируется завершить НИОК(Т)Р и начать освоение производства еще нескольких станков. Ряд проектов проходят или прошли ведомственную экспертизу и будут запускаться с четвертого квартала 2022 года по 2024-й.

Для повышения эффективности импортозамещения создана рабочая группа по направлению «Станкостроение». Она проводит анализ закупок комплектующих для изготовления оборудования.

Оптимальный вариант развития импортозамещения — разработка и реализация союзной программы по развитию станкоинструментальной промышленности Союзного государства. Ее финансирование предполагается за счет средств бюджета Союзного государства и собственных средств организаций — исполнителей мероприятий программы. Проект концепции этой программы готовят ОАО «Институт БЕЛОРГСТАНКИНПРОМ» совместно с Московским университетом «СТАНКИН».

БЕЛСТАТ

— Какие перспективы у белорусского машиностроения?

— Драйвером развития белорусского машиностроения являются инновации. Системная работа в области разработки и внедрения новой продукции и технологий, наращивание кадрового потенциала и компетенций, развитие отраслевой науки, сотрудничество с учеными, модернизация действующих и создание новых производств формируют фундамент для нашего успешного развития.

Если говорить о конкретных направлениях, то это в первую очередь высокотехнологичные производства: микроэлектроника, оптико-механическое производство, станкостроение, электротранспорт и другие. По-прежнему будут развиваться и совершенствоваться традиционные машиностроительные производства.

Если коротко охарактеризовать наши перспективы и цели, то это комплексное развитие всего машиностроительного комплекса. Считаю, что только такой подход даст эффект и в экономике, и в социальной сфере.

statkevich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter