Из цветущего сада в гнилое болото: ЕС рухнул в пучину коррупции

Дозы, скважины и откаты

Кумовство, взяточничество и банальное воровство в объединенной Европе стало нормой жизни. Транснациональные корпорации раздают миллионы направо и налево в борьбе за сверхприбыли, а чиновники ЕС не прочь нагреть руки на нечестных сделках.


Мутные воды

­­Президент Беларуси не раз говорил, что на Западе найдутся ушлые дельцы, которые заработают миллиарды на пандемии COVID-19. Слова Александра ­­Лукашенко оказались пророческими — на махинациях с вакцинами фирмы Pfizer попалась глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.

Европейские СМИ сообщают, что расследование в отношении топ-чиновницы идет уже несколько месяцев. Сначала им занимались бельгийские прокуроры, которые проверяли факты «вмешательства в государственные функции, удаления СМС-сообщений, коррупции и конфликта интересов». Поскольку местная прокуратура вела дело излишне медленно, будто стараясь избежать резонанса, недавно оно было передано их коллегам из Европейской прокуратуры.

С 2021 года Еврокомиссия заключила от имени стран ЕС серию контрактов на поставки вакцин от COVID-19 с шестью западными производителями. Посредником в переговорах с фармкомпаниями, включая Pfizer, выступала сама глава ЕК. Приближенные к руководству Еврокомиссии СМИ подобострастно называли сделку с Pfizer триумфом фон дер Ляйен.  

Всего ЕС закупил 4,6 миллиарда доз вакцин, два миллиарда из которых у Pfizer, на общую сумму 71 миллиард евро. Правда, уже тогда многие удивлялись, зачем европейцам такое количество препарата? Тем более что в конце минувшего года пришлось уничтожить 215 миллионов доз общей стоимостью 4 миллиарда евро.

Исчезнувшие СМС

Однако самое интересное началось позже. Вскоре после подписания контракта с Pfizer, который обошелся казне ЕС в 20 миллиардов евро, газета The New York Times написала про СМС-общение главы ЕК с гендиректором фармгиганта Альбером Бурлой, которое проходило еще до окончания клинических испытаний вакцины. Материалом заинтересовалась европейский омбудсмен Эмили О’Райли. И тут внезапно выяснилось, что ЕК не может предоставить сообщения, поскольку они были «исчезающими».

В начале минувшего года бельгийский лоббист Фредерик Балдан подал заявление в прокуратуру Льежа, в котором обвинил фон дер Ляйен в коррупции, поскольку она обсуждала в частной переписке условия миллиардных контрактов, а затем стерла все сообщения, будто пыталась скрыть следы преступления. Балдан убежден, что действия главы Еврокомиссии сродни уничтожению важных административных документов.

К иску Балдана присоединились Венгрия и Польша. Оказалось, что пересмотреть условия контрактов или отказаться от вакцины нельзя. Поляки еще в 2022 году попытались, но Еврокомиссия ответила, что расторгнуть договор может только она сама, а вот национальные правительства таких полномочий не имеют. На тот момент на складах в Польше уже скопилось настолько большое количество доз вакцины, что даже продажа или передача в третьи страны доз на ситуацию сильно не повлияли.

Польша в марте 2022 года отказалась от навязанных закупок. Речь шла о 60 миллионах доз вакцины, которые Варшава не получила и за которые не заплатила, несмотря на контракт с компанией. Pfizer в ответ подал на поляков в суд, заявив, что за невыполнение договора необходимо выплатить не­устойку в размере 1,5 миллиарда долларов.

Туск, которому проблема досталась в наследство от «ПиС», в первую очередь решил помочь выпутаться своей давней знакомой фон дер Ляйен: по информации Politico, Польша отзывает свою жалобу в Еврокомиссию по ситуации с вакцинами.

Прокуратура Евросоюза продолжает расследование, однако пока непонятно, каковы последствия для самой фон дер Ляйен. Репутационные потери она уже несет, но будет ли наказание за коррупционную связь с Pfizer?

Дело в том, что уже в июне состоятся европейские выборы, в которых нынешняя глава ЕК собирается попытаться остаться в своем кресле на еще один срок. Обвинения в коррупции могут лишить ее такого шанса.

Воруют все

Ситуация с коррупцией в ЕС показывает, что действия руководителя Еврокомиссии — это всего лишь симптом общей болезни. Эксперты отмечают, что ситуация с мздоимством в ЕС стремительно ухудшается. Многие страны региона либо вовсе перестали бороться с коррупцией, либо делают это крайне медленно и неэффективно. Подчеркивается, что в некоторых государствах власти сами приняли участие в ухудшении ситуации, как, например, в Польше, где «действия теперь уже бывшей правящей партии «Право и справедливость» по монополизации власти нанесли ущерб общественным интересам».

Показательна ситуация с процессами над функционерами нефтяных гигантов Shell и Eni, которые проходили в Нидерландах и ­Италии. 

­Напомним, Shell, Eni и ряд сотрудников этих компаний, включая главного исполнительного директора Eni Клаудио Дескальци, оказались фигурантами дела о выплате 1,3 миллиарда долларов за права на бурение в ­Нигерии. Согласно судебным документам, денежные средства оказались в распоряжении подставной нигерийской компании, принадлежавшей бывшему министру нефти страны. Позднее он был обвинен в отмывании денег во Франции. Но итальянский суд оправдал всех фигурантов дела. Голландцы же и вовсе решили не преследовать Shell за ее коррупционные проделки в Нигерии.

Памятен и разразившийся в конце 2022 года скандал с группой высших чиновников ЕС, в которую вошли вице-спикер Европарламента Ева Кайли, генсек Международной федерации профсоюзов Лука Висентини, бывший глава подкомитета ЕП по правам человека Пьер Антонио Панцери и парламентский помощник Франческо Джорджи. Оказалось, что за приличные суммы наличными они лоббировали интересы Катара в ЕС. В доме у Кайли нашли 600 тысяч евро, а отца вице-спикера в Брюсселе сняли с поезда с портфелем, набитым деньгами.

Осознавая, что у самих рыльце в пушку, чиновники ЕС пытаются использовать коррупционную тематику в своих целях. Главной мишенью служит Венгрия, которую регулярно обвиняют в неприлично высоком уровне коррупции, из-за чего предназначенные Будапешту средства либо замораживаются, либо выделяются частично. Однако подлинной причиной давления на премьера Орбана является его непримиримая позиция по выделению денег Украине и их разворовывание.

«Цветущий сад», как назвал ЕС Боррель, на поверку оказывается той еще выгребной ямой. Коррупция разъедает структуру ЕС с самого верха, парализует его деятельность и добивает остатки репутации сообщества. Европейскому чиновничеству впору подумать об эффективной борьбе с мздоимством, однако они слишком заняты получением взяток и откатов.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter