Есть в Берлине балет. Государственный. Как и любой уважающий себя театр, имел в репертуаре «Щелкунчика» — реконструкцию классической постановки на либретто Мариуса Петипа, которую впервые сыграли в 1892 году в Мариинском театре в Санкт-Петербурге.
Хореограф Юрий Бурлака на премьере балета «Щелкунчик» в Берлине.
Что значит реконструкция? Николай Цискаридзе говорит об этом так: «Все классические балеты большие идут на Западе в редакции кого-то. В основном в Европе это Нуреев».
Не торопитесь радоваться, завидев знакомую фамилию. «Рудольф Хаметович ненавидел, что был в Советском Союзе, — продолжает ректор Академии русского балета имени Вагановой. — Потому он все переставил. Для меня его спектакли — чудовищное надругательство над русской классикой, но они это очень бережно хранят».
В том числе и по причине святости авторского права. Неприкосновенности частной собственности. Но даже и эта священная западная корова скоро, похоже, пойдет под нож. Политкорректность оказывается сильнее.Именно «из-за неполиткорректных мизансцен государственный балет Берлина отказался от классической (переставленной Нуреевым, надо понимать?) постановки «Щелкунчика», на которую было потрачено около 1,5 миллиона евро, заменив его на «Дон Кихота» с 3 декабря».
Что не так? Да все не так. И дело не в чудовищном надругательстве над русской классикой, нет. «В оригинальной версии балета двое детей появляются на сцене в гриме, имитирующем темную кожу. То же самое относится и к восточному танцу с гаремными наложницами и солистом, тело которого покрыто темным гримом». Низ-зя!
Даже слово специальное придумали: «блэкфейсинг». Это хуже «языка вражды», сравнимо с «абьюзом» и немногим лучше «сексизма». Говоря словами брата «Брата», «негру в гареме» делать нечего. Сам институт наложниц в балете пока никого не смущает, но очевидно — пока.
Еще один «спорный момент «Щелкунчика», по словам и. о. худрука, — это когда в «Китайском танце» танцовщицы передвигаются по сцене «мелкими семенящими шажками». Знаете почему? «Это воспринимается как унижение китайцев». Десять веков «бинтования ног» в среде китайской аристократии — нет более такой традиции.
В государственном балете Берлина уж точно.
Скоро и «Турецкий марш» Моцарта будут исполнять медленно и печально, чтобы не обижать турок, надо лишь обождать.
Можно понять Киплинга с его верой в «священный долг белых нести цивилизацию, культуру и прогресс в нищие и дикие афро-азиатские страны» — примириться с «бременем белого человека», пожалуй, нельзя, но понять можно. Все-таки в основе у нобелевского лауреата (настоящего, той еще пробы) лежали идеи служения и жертвенности.
Однако то, что происходит с Западом сейчас, нормальный разум принять не в состоянии. Можно, оказывается, бомбить Ливию, Сирию, Ирак, Афганистан и даже Югославию — можно. Но «обижать блэкфейсингом и унижать мелкими шажками» — нельзя. Но бомбить — можно, почему ж нет.Можно закрыть глаза на отлаженные (контрабандные, мафиозные, торгующие, по сути, людьми) каналы проникновения в Европу десятков тысяч беженцев с юга. С юго-востока. С востока. И даже через Канал — на остров Альбион.
Но против пары тысяч курдов с женщинами и детьми нужно бросить всех польских гусар с шаблюками, каких только удалось собрать. Травить их газами, поливать водой на морозе, опрыскивать ядохимикатами — можно. Лишь только в балете их показывать нельзя, «оскорбляются зрители», а все остальное можно.
В нашем языке есть точное слово: нелюди. Вкусившие «западных ценностей» на наших глазах, при жизни одного поколения становятся нелюдями. Как в той сказке: «Не пей, козленочком станешь…» И они становятся — и белорусские невероятные, и украинские бандеровцы, и польские чванливо-упертые, и литовские потомки «лесных братьев». Во главе с государственным балетом Берлина.
Дотанцевались, называется, довертелись и допрыгались. И это превращение «белых цивилизаторов» в самых настоящих варваров, в цивилизационных козлов между тем наблюдает весь мир.
Пока еще — наблюдает. Видно, недостаточно пока накипело.
mukovoz@sb.by,
t.me/nakipelo_by