О развитии международного автотуризма

Дорожная карта для кемпингов

Впервые о развитии международного автотуризма и «караванинга» у нас официально заговорили два года назад...

Самый вкусный кофе я попробовал в кемпинге итальянского города Триест. В конце дороги, рекомендованной одним из многочисленных «стояночных» указателей, обнаружилась не памятная по давним «советским» путешествиям в Прибалтику огороженная забором палаточная полянка, а серьезный комплекс с уютным ресторанчиком, ароматным кофе, душевыми и даже прачечной. При этом территория оказалась почти полностью заставленной прицепами–караванами и палатками. Что тоже показательно: в последние годы автотуризм в Европе бьет все рекорды популярности, уверенно отодвигая не только пляжи Турции и Египта, но и куда более экзотические варианты проведения каникул. Итальянцы, англичане, поляки и немцы все чаще праздному покою предпочитают дорогу, а то и вовсе на лето переезжают с прицепом–дачей на берег какого–либо окрестного озера. К сожалению, Беларусь при всех ее географических, исторических и природных плюсах от интересной и выгодной моды пока отстает.


Впервые о развитии международного автотуризма и «караванинга» у нас официально заговорили два года назад. Тогда инициативу Министерства спорта и туризма не поддержали, однако вопрос своей актуальности не потерял. Первый шаг навстречу европейскому «каравану» могут совершить на минском заводе «МАЗ–Купава», занимающемся выпуском прицепов и кузовов. Здешнее руководство всерьез взялось за проблему туризма и помогает своим партнерам строить первый в стране европейского уровня кемпинг. По словам заместителя генерального директора по производству и маркетингу Олега Ракача, идея возникла после чемпионата Европы по футболу в Украине:


— Когда организаторы чемпионата поняли, что болельщиков к ним приедет гораздо больше, чем смогут вместить гостиницы, они выделили площадки для стоянок. Просто открытые поляны неподалеку от городов, где проходили матчи. Идея оказалась востребованной: «караванеры» приехали в колоссальном количестве, платили деньги за стоянку даже при том, что устроители не везде успели подвести воду!


Конечно, чемпионат Европы проходит не каждый год и не в каждой стране. Но не стоит забывать, что через Беларусь проходит множество туристических маршрутов: на Байкал, в Россию, Украину, Европу. Ежегодно по трассам нашей страны проезжают тысячи автотуристов, которые при этом чаще всего стараются преодолеть Беларусь за один перегон. Не останавливаясь и даже не догадываясь о тех красотах, которые остаются в стороне от дороги. Причина, по словам досконально изучившего проблему Ракача, проста. Если верить автомобильным навигаторам, кемпингов в Беларуси нет. Интернет–поисковики дают информацию о четырех стоянках. Официально их зарегистрировано семь. При этом ни одна из них не соответствует даже минимальному набору требований, предъявляемых к кемпингам во всем мире. Да и дорогу туда еще нужно постараться найти:


— Наши партнеры, которые строят первый в Беларуси «правильный» кемпинг, к вопросу подошли основательно. Проехали по Европе с прицепом, останавливались на тамошних стоянках, изучали, сравнивали. Территория, коммуникации, наличие кухни и прочих удобств, возможность подключения прицепов–караванов к электро– и водоснабжению, детская площадка... Выполнение всех этих норм и требований позволит сделать главное — получить категорию звездности (у кемпингов она тоже существует), попасть в международный каталог, интернет–путеводители и навигаторы. Это значит, что с точки зрения «караванеров» Беларусь перестанет быть «черной дырой»: любой будет знать, что на трассе М1 возле озера Селява можно остановиться на ночь, подключиться к электроэнергии, сменить воду и просто отдохнуть.


Кемпинг, к слову, почти готов. На живописной поляне выведены подключения для прицепов, установлено несколько стационарных вагончиков, в которых сможет отдохнуть заглянувший на огонек «бездомный» турист. До столицы от лагеря больше полутора сотен километров, но это обстоятельство инициаторов проекта ничуть не смущает: для туристов куда важнее природа. Тем более что сам по себе один кемпинг всех вопросов решить не способен. Их число должно постоянно расти. В Министерстве спорта и туризма, к слову, это понимают прекрасно. По словам заместителя министра, курирующего вопросы туризма, Чеслава Шульги, к проблеме планируется подходить комплексно:


— Сегодня развитие этого вида туризма в Беларуси на уровне нуля. Более того, опыт работы кемпинга в Крупском районе показал, что в существующем законодательстве есть много моментов, которые или вообще не прописаны, или работают не в пользу бизнеса. А ведь потенциально этот вид деятельности может ничем не уступать и даже превосходить агротуризм! Поэтому мы уже почти закончили сбор всех требований, которые должны предъявляться к кемпингам. До февраля в нормативную базу будут внесены также изменения, которые призваны мотивировать потенциальных инвесторов.


Соглашается с Шульгой и директор департамента по туризму Вадим Кармазин, более плотно занимающийся «автомобильным» вопросом:


— Автотуризм в Европе ежегодно приносит доход около 15 миллиардов долларов. Не использовать такие возможности просто глупо. Проанализировав ситуацию, мы поняли, что каких–то серьезных барьеров, которые мешали бы развивать этот бизнес, у нас в стране нет. Более того, сегодня разрабатывается генеральная схема развития зон отдыха до 2030 года. В том числе этот документ определит и места, наиболее подходящие для создания кемпингов. Такая карта позволит потенциальному инвестору определить для себя наиболее подходящий вариант. С нашей стороны ему будет дан зеленый свет, а местным властям рекомендовано более активно выделять участки под подобные проекты.


Помнят в Министерстве спорта и туризма и о грядущем чемпионате мира по хоккею. По словам Кармазина, уже сегодня рассматривается около 40 площадок, пригодных для организации автостоянок для кемперов и палаток болельщиков. Правда, подавляющее большинство подобных мини–кемпингов почему–то планируется расположить в регионах. Захотят ли любители хоккея из Европы каждый день кататься за сотню километров на матчи в столицу — вопрос отнюдь не праздный. Правда, есть и весьма интересные варианты:


— В Воложинском районе открыть площадку для прицепов планируется на базе отдыха «Галактика». Есть предложения по организации временных «парковок» от спорткомплексов «Стайки» и «Раубичи» и даже сети автозаправочных станций под Минском. Кстати, на трассе Минск — Могилев на одной из заправок уже сегодня есть площадка для двух или трех кемперов.


Как рассчитывают в Министерстве спорта и туризма, площадки для «хоккейных» кемпингов должны быть готовы уже к марту. Но привязываться к каким–то датам Кармазин не рекомендует. В любом случае столь масштабное событие, как чемпионат мира по хоккею, должно дать толчок к развитию всей автотуристической отрасли, и в полной мере результаты этого старта мы, судя по всему, сможем оценить лишь через пару лет.


Советская Белоруссия №210 (24347). Среда, 6 ноября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter