Кому принадлежит будущее белорусского искусства?

Дорогу — талантам!

«Все лучшее — зрителю!» — наверное, так можно охарактеризовать концерт, прошедший по случаю вручения премий Президента «За духовное возрождение». Событие, без преувеличения ставшее поворотной вехой для всей белорусской культуры и обозначившее пути развития на ближайшие годы. И речь не только и не столько о лауреатах, получивших награды из рук Главы государства, сколько о том, что нам продемонстрировали грандиозный культурный срез, все богатство талантов и возможностей белорусов. 

Лучшие

На сцену вывели лучшие творческие силы страны, не оставив камня на камне от сомнительных утверждений, что якобы искусство с отъездом некоторых «деятелей» за рубеж стало деградировать. Напротив, после короткого периода осмысления августовских событий мы видим ударное начало нового этапа, и перспективы просматриваются вполне вдохновляющие. 

Локомотивом процесса выступает Большой театр оперы и балета: именно академическое искусство демонстрирует высшие ступени мастерства в области вокала и хореографии. Кроме того, страну познакомили с новым режиссерским подходом, который проявляет Анна Моторная, не так давно сменившая Белорусский государственный академический музыкальный театр на сцену Большого. Полотно, создаваемое режиссером, отличается не только размахом и красочностью, но и тщательной проработкой деталей. 

Важный ход — широкое обращение не только к состоявшимся профессионалам, но и к талантливой молодежи. И вот тут буквально за час выясняется, что ни в академической культуре, ни на эстраде не возникло никаких пустот и провалов: «бегунков» и скандалистов смыло волной истории, на их место тут же пришли новые лица, артисты, демонстрирующие свои возможности. 


Как отметил художественный руководитель Большого театра Валентин Елизарьев: «Замечательное зрелище, чудесная молодежь, и вообще мы видим новый уровень подачи концертов в нашей стране». 

Яркие

Пожалуй, самое яркое открытие — студентка пятого курса Белорусской государственной академии музыки Анастасия Михновец, ее в ­БГАМ называют не иначе как «талантище». Опера «Норма» Винченцо Беллини, сложнейшую каватину из которой она исполняла, вообще-то предназначена для великих сопрано — таких как Мария Каллас или Чечилия Бартоли. Поэтому с полным основанием можно сказать, что мы присутствуем при рождении очередной мировой звезды. 

Эстрада также радует. Вроде еще вчера артисты сетовали на неэтичный демарш Европейского вещательного союза с его «Евровидением», но вот на место изрядно набившего оскомину конкурса с бородатыми женщинами пришел «Х-Фактор в Беларуси», и все завертелось. Будем откровенны, молодежь, рвавшаяся на евровизионные отборы, жаждала не столько международной славы, сколько пиара внутри страны. Но, как выяснилось, с этим прекрасно справляются и эффектно запущенная Белтелерадиокомпанией британская франшиза, и «Национальный хит-парад», подающий белорусские народные песни в современной обработке, и вокальный конкурс «Славянского базара». 

В итоге мы видим новую генерацию эстрадных певцов — Никиту Белько, Анастасию Кравченко, Ангелину Ломако, Ксению Галецкую. В свои 15—16 лет исполнители демонстрируют вполне взрослый профессионализм. 

Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— На фоне распада советской державы к нам мутным потоком с Запада принесло так называемые демократические ценности, замешанные на чужих идеалах, бездуховности и низменных чувствах...

Что этому можно было противопоставить? Прежде всего наши традиционную христианскую мораль, нравственность и богатейшую культуру белорусского народа, обеспечив поддержку людям, которые эти ценности оберегали и сейчас оберегают и развивают.

(Из выступления на церемонии вручения премий Президента, 11 января 2022 г.)

Молодые

Хореографической школе тоже есть чем похвастаться: наряду с многочисленными коллективами, возносящими народный танец на академическую высоту, и классическим балетом мы видим, как упорно торит дорогу современному танцу молодой хореограф, неоднократный лауреат спецфонда ­Президента по поддержке талантливой молодежи Дмитрий Беззубенко. Он не только одаренный исполнитель, но и увлеченный постановщик сценических номеров. Страсть и трепет, индивидуальный язык и поиск новых концепций — все это происходит на наших глазах.

Уровень музыкального образования в стране как никогда высок, пример тому — юные инструменталисты. Молодым талантам дали по-настоящему почувствовать зеленый свет и свою востребованность, ощутить вкус успеха. Во-вторых, что немаловажно, сохраняется линия преемственности, когда ученики встают в один ряд с теми, на кого они равняются: благо наши народные артисты далеко не снобы и готовы делиться опытом. Ну а в выигрыше, как это и должно быть, оказываются зрители. В конце концов, ради них все и задумывалось.



МНЕНИЕ

Екатерина Дулова, директор Национального академического Большого театра оперы и балета:

— Благодаря новым сценическим решениям мы увидели удивительное, роскошное зрелище. Великолепный подход, связанный с использованием всего потенциала творчества, обращенного к духовной культуре! Очень важная тенденция, великолепный режиссерский ход — показать сегодня искусство молодых, начиная от детского возраста: когда в одном концерте, на одной сцене народные артисты, деятели культуры, получавшие награды от Президента, и те, кто только делает первые шаги в искусстве. Вот вам маленькие артисты, а вот состоявшиеся звезды. Незабываемое впечатление оставил вышедший на сцену сводный струнный ансамбль детских музыкальных школ — около 150 юных скрипачей. Это где-то даже шок — так наглядно увидеть, как высок уровень и какое отношение к художественному образованию у нас в государстве. Отдельно отмечу Анастасию Михновец: надеюсь, что она, выпустившись из академии музыки, поступит в Большой театр. Ария, которую Настя пела, — одна из сложнейших в мировом оперном репертуаре. То, что человек, который еще учится, уже в состоянии ее исполнить, свидетельствует об очень высоком уровне развития белорусской вокальной школы. 

Более того, я даже не представляю, какая страна в мире сегодня способна показать концерт такого класса, продемонстрировать развитие и академического искусства, и хореографического, оркестрового, и эстрады. Абсолютно всего. Срез сделан колоссальный, мы увидели потенциал: у нас есть артисты и растут новые таланты, те, кто готов дальше прийти в наши профессиональные коллективы. 




Фото БЕЛТА и Александра КУШНЕРА.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter