Дороги лучше направлений

О подсказках к интересным туристическим объектам на дорогах

Наша неосведомленность о возможностях и местах отдыха катастрофическая. Казалось бы, уже не первый год развивается агроэкотуризм, открываются музеи, реставрируются памятники... Но попробуй их найди! Почти нигде на дорогах нет специальных указателей.


— Мне с дорожными службами пришлось вести долгие и упорные переговоры, чтобы поставили знак на въезде в пущу, — Александр Маркевич, директор заказника «Липичанская пуща», произносит это так, будто совершил подвиг.


Хотя зачем вам стрелка в лес? К белкам? Нет, чтобы проезжающий по шоссе путешественник знал, что на его пути мелькают не какие–то елки–палки, а он попал в самую гущу заповедника, на особую территорию! Это уже другое дело. Это вызывает интерес. Даже хочется остановиться, заглянуть, а что же за деревьями?


Указатели — это не кафе и не гостиницы. Изготовить и установить их — несложная задача. Но пока толковых подсказок к интересным туристическим объектам на дорогах маловато. Хотя еще в начале 70–х Адам Мальдис ставил в пример родному Островецкому району соседнюю советскую Литву: «Праедзеш мяжу — цi па Полацкаму, цi па Чорнаму трактах — адразу пачынаецца асфальт. Прыпынкi добра абсталяваны, указальнiкi ўсюды, лаўкi для адпачынку».


Но «ўказальнiкi ўсюды» — это еще не про нас. Разве что возле Минска от стрелок и бигбордов с приглашениями свернуть налево, направо, посетить кафе, базу отдыха, усадьбу рябит в глазах. Но, покидая пределы столичного района, попадаешь как будто в те самые 70–е...


Тем временем я каждый день принимаю звонки от читателей, для которых «СБ» стала своего рода турбюро. Недавно, побывав в Мостовском районе, открыл, что в этом внешне неприметном крае есть свои интересные предложения для отдыха. Но, проезжая по асфальту, вы не приметите указателя, например, к усадьбе Александра и Галины Белько. А ведь эта семейная пара уже пятый год держит прекрасный дом–гостиницу на берегу Немана! Пока это одно из немногих мест в районе, где есть полноценная инфраструктура: и комфортные комнаты с удобствами, и домашняя кухня с чаем из настоящего тульского самовара, и свой маленький музей сельского быта, и сад, и даже виноградник. На таких людях туризм в глубинке и держится. Но как добраться до гостеприимных хозяев? Спасибо Александру Маркевичу, он провел. Хотя нужно всего–то повернуть с трассы на деревню Новоселки. О ней указатель «помнит». А о Белько — «молчит».


Насколько я знаю, в Министерстве спорта и туризма думали, как представить на дорогах объекты придорожного сервиса, достопримечательности. Ведь порой там можно встретить очень загадочные указатели, например: «Рэзiдэнцыя Радзiвiлаў». Человек несведущий вообразит, что магнаты как жили, так и живут по сей день в одном из своих дворцов — где–то там, за горизонтом. Но где? Табличка не уточняет. Даже слово «Нясвiж» или «Мiр» на ней не фигурирует! Хотя никаких резиденций у Радзивиллов в Беларуси нет с 1939 года. Что за анахронизм на дороге? Хотели как лучше, а получилось как всегда?


Другое дело — прекрасный музей с дискуссионным, по правде говоря, названием «Линия Сталина». На дороге стоит указатель и четко сообщает, куда свернуть, чтобы попасть к историческому комплексу. Всюду бы так...


Но, путешествуя по Мостовскому району, я без гида точно заблудился бы. Между тем у деревни Шимки Александр Маркевич на голом месте сделал туристический объект: с гродненскими студентами раскопал остатки старой дегтярни. Дубовые котлы вросли в землю, от них к Щаре отходят дощатые желоба, по которым на производство поступала вода. А добывали здесь из корчей деготь — смазочное вещество, без которого не обойтись в деревенском быту: да хотя бы в телеге колеса смазать... Характерный дух, напоминающий запах армейских сапог, до сих пор витает над дегтярней. Хотя забросили ее еще полвека назад. Но ради диковинки стоит остановиться почти у самой дороги и посмотреть на «первобытную» мануфактуру. И рядом испить воды из целебной криницы...


Через мост еще один необозначенный памятник — партизанская землянка. В советские годы ее законсервировали, внутри оборудовали музей. Маркевич планирует возродить этот заброшенный ныне туристический объект и создать здесь первую в стране партизанскую анимацию: реконструкцию событий с участием актеров. По словам краеведа, в годы войны немцы очень боялись заходить в здешние леса. Начали было строить через пущу к Щаре узкоколейку, чтобы сплавлять липичанский лес за границу, но местные жители, воевавшие в бригадах имени Ленина и Кастуся Калиновского, быстро «осадили» оккупантов. Вот только сегодня, проезжая через бывшую партизанскую зону, никогда не догадаешься о ее героическом прошлом. Хотя хватило бы одной таблички со стрелкой.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter