Дорогая земля

О предоставлении земельных участков

Людмила из Лунинца — фермерша с опытом. Трудясь на земле, вырастила сына, помогла получить образование. Парень решил пойти по стопам матери — взять 10 гектаров земли. Семья обратилась в исполком и участок получила. Точнее, решение на его выделение. Заплатили за оформление документов, за так называемое отведение, и стали ждать. По бумагам участок был выделен в феврале. Но реально, после всех бюрократических процедур, земля оказалась в распоряжении фермеров лишь 12 мая. Для людей малознакомых с сельским хозяйством поясню: к этому времени сев в основном закончен. Разве только гречиху еще можно вырастить. В общем, от участка пришлось отказаться. А в Комитет госконтроля обратились с жалобой...


Специалисты КГК выяснили, что формально сроки отведения земель были затянуты всего на два дня. Но бумажная канитель тянулась в кабинетах чиновников как резина. Ответы, решения, бумаги отправлялись в инстанции буквально в последние секунды определенного законом на оформление документа времени. Хотя уж кому как не сотрудникам службы, ведающим земельными вопросами, знать, когда заканчивается или начинается сев. Так что в этом году фермерское хозяйство Людмилы осталось без прибыли. Новый участок фермеры получат лишь осенью. Тогда, когда с него будет убран урожай предыдущим хозяином.


К слову, начальника землеустроительной службы Лунинецкого райисполкома и еще нескольких сотрудников за волокиту привлекли к административной ответственности. Но решит ли это проблему в корне?


В списках на получение участков числятся не только те, кто решил заняться фермерством или агротуризмом. Большая часть этой очереди — люди, которые собираются построить собственный дом. Наделы под такое строительство только на Брестчине в 2009 году ожидали 1.916 человек, в 2010 — 3.331, в первом квартале этого года — 383. Очередь велика, и земли на всех не хватает. Во всяком случае, обеспечить всех желающих сиюминутно невозможно. Однако это выяснилось во время проверки соблюдения местными исполкомами требований Указа Президента № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков», проведенной Брестской областной прокуратурой.


Есть и обратная сторона проблемы. Нередко уже выделенные участки пустуют. Например, в Ивановском районе Брестчины в марте этого года таких насчитали 16. Некоторые из них владельцы получили в 1993 году (!). Странно, что эти пустыри никому не резали глаза целых 18 лет. Лишь после проверки 10 наделов у нерадивых арендаторов изъяли, а 6 человек приступили к строительству. И таких примеров немало. 4 года пустовала земля на улице Вересковой в Бресте, где местная предпринимательница планировала возвести «объект общественного питания и торговли». Только через три года пустырь посетили чиновники и выяснили, что на земле никаких работ практически не велось. В течение двух лет зарастал бурьяном и участок земли, на котором предполагалось возвести жилой дом повышенной комфортности. В конце концов в 2009 году с арендатором ЗАО «Выставочный центр «АкваБел» договор был расторгнут. Но земля пустует до сих пор. Для справки: только в Брестской области в связи с невыполнением условий отвода земельных участков изъято 194 в 2009–м, 120 — в 2010–м и 11 участков в первом квартале 2011 года...


Причин всему этому много. Одной из главных начальник землеустроительной службы Брестского облисполкома Анатолий Красненков называет бесконечные внесения поправок в земельное законодательство: за минувшие три года — 9 (!) раз. Соглашусь, что ориентироваться в изменчивых условиях, уследить за всем и проконтролировать непросто. Но все же и это не повод для того, чтобы пускать проблему на самотек. Ведь очевиден перекос. С одной стороны, есть пустыри. С другой — хозяева, желающие работать на земле. Думаю, при желании даже на местном уровне разумный баланс интересов здесь можно найти. Без оглядки на законодательные перемены.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter