Дорога под углом в сорок градусов

В одну реку не входят дважды, но если река плодово–ягодная или перцовая, возможны варианты...

В одну реку не входят дважды, но если река плодово–ягодная или перцовая, возможны варианты. С начала года на дорогах страны поймали более трех тысяч «повторников» — мерзавцев, лишенных водительских прав за пьянку и, несмотря на это, снова севших за руль. Всего за 8 месяцев задержано 36.000 водителей навеселе. Вроде бы и судебная практика в последние годы изменилась: нетрезвых автомобилистов «награждают» огромными штрафами. И грозная тень 317–й статьи УК явственно маячит перед нарушителями. Но тысячи потенциальных дорожных убийц, как видим, все равно искушают судьбу. А некоторые из них, даже пойманные с поличным, все равно не признают свою вину, водят за нос милиционеров и прокуроров, выдумывая фантастические оправдания–небылицы.


Водитель не установлен


13 июля 2008–го. Минский район. Два часа ночи. На крыше, в 10 метрах от дороги Бовбли — Рогова, лежит перевернутая «Хонда». В проеме задней двери — тело девушки. Слева от автомобиля — мужчина. Он не дышит. Рядом — еще один труп. Салон напоминает мясорубку, повсюду кровь. Тишина, крутится по инерции колесо...


Такую дьявольскую картину — пострашнее, чем «Герника» Дали, — нарисовали следователям проезжавшие в тот момент по дороге свидетели. Рассказали: за несколько минут до трагедии «Хонда–Цивик» на большой скорости обогнала их автомобиль, виляя при этом из стороны в сторону. Дождь, темень, мокрый асфальт — машина вылетела с трассы, ударилась о дерево и перевернулась.


В салоне «Хонды» было пятеро человек. Компания разношерстная. Трое мужчин в течение всего дня гуляли — пили по–черному, потом по очереди садились за руль. «Пьяная» машина долгое время колесила по дорогам района, и никто ее не остановил. После к группе присоединились две дамы. Автомобиль, «шатаясь», несся к роковому повороту. Выжили в той страшной аварии на 14–м километре лишь двое.


Скажете, обычное «пьяное» ДТП? Не совсем. Хотя бы потому, что установить виновника аварии по горячим следам не получилось. Во всех следственных документах поначалу так и писали: «неустановленный водитель не справился с управлением».


Почему «неустановленный»? Потому что четкой уверенности, кто же сидел за рулем, у оперативников не было. Может, кто–то из погибших, а может, один из тех, кто выжил. Родившиеся в рубашке — некто В.Сачек и М.Никеенок — ранее судимы. Оба были пьяны, оба дружно утверждали, что не помнили, кто рулил «Хондой». Судебно–медицинская, автотехническая, трассологическая и прочие экспертизы тоже не дали четкого ответа. Дело, как витиевато выражаются милиционеры в таких случаях, оказалось в условиях «неблагоприятной следственной ситуации».


Память отшибло


Случай любопытный, но не уникальный. Перенесемся на год вперед. 8 августа 2009–го. 18.00. На парковке возле одного из минских домов в салоне БМВ развлекается компания. Вечереет, за одним из собутыльников спускается на лифте супруга — хочет забрать его домой. Но БМВ на месте уже нет. Автомобиль убыл в неизвестном направлении. В салоне двое: С.Савастюк и Д.Лаворенко — сотрудник ООО «Сантаки инженерные технологии».


Тот же день, 20.45. На приличной скорости БМВ несется по молодечненской трассе. 13–й километр — машина неожиданно уходит вправо, вылетает в кювет, несколько раз переворачивается. Все, приехали.


— Рядом с багажником, на асфальте, лежал человек без видимых признаков жизни. За рулем сидел мужчина, он был в сознании, — вспоминала после ехавшая следом за БМВ дама.


Человек, который не дышал, — это Савастюк. Он погиб. Второй — Лаворенко. Казалось бы, все очевидно: пьяный водитель (1,73 промилле алкоголя в крови) не справился с управлением и угробил своего товарища. Но тут–то и начались чудеса. Приехавшим на место ДТП гаишникам Лаворенко заявил: «Машина моя, а вот за рулем был другой мужик, который убежал в лес. Кто он такой, не знаю».


Прозвучало наивно, ведь и ключи от авто в кармане у выдумщика обнаружились. Но чтобы опровергнуть фантастическую версию, понадобились долгие месяцы и многочисленные экспертизы. Помогли показания свидетелей, ехавших в своем авто следом за БМВ, — никакого другого водителя они не заметили. В итоге суд приговорил Лаворенко к 5 годам в исправительной колонии в условиях поселения. Приговор он обжаловал — безрезультатно. Раскаиваться преступник и не думал.


Но вернемся к ДТП с «Хондой». Кто же из двоих выживших в аварии находился за рулем? Никеенок или Сачек? Последний твердил: «Заявляю категорически, что это был не я. Все, что помню, — сидел на правом переднем сиденье».


— В свою очередь Никеенок во время предварительного расследования пытался навязать следствию мысль, что и он невиновен, — листает материалы уголовного дела помощник прокурора Минского района Александр Черепович. — Правда, в показаниях путался. Сначала, сразу же после аварии, утверждал, будто в машине и вовсе не ехал. Дескать, просто проходил мимо. Порезы и ушибы объяснял тем, что его «избил неизвестный». После, понимая, что звучит неубедительно, версию поменял. Доказывал, что сидел на заднем сиденье, сразу за водителем. Когда эксперты опровергли и этот посыл, перешел к иной тактике — ссылался на провалы в памяти.


Все эти «метания», а также подоспевшие результаты экспертиз позволили сделать вывод: дорожный убийца — все–таки Никеенок. Суд с доводами обвинения согласился и приговорил преступника к 6 годам лишения свободы в колонии–поселении.


Много это или мало? Достаточная ли цена, заплаченная за три жизни? Вот тут–то мы и подходим к актуальному нынче вопросу: наказание за дорожные преступления для пьяных водителей — фантазеров и иных — надо ужесточать. Об этом, напомним, говорил на недавнем совещании с МВД и Президент. Но что нужно сделать, чтобы от одной только мысли о возможных судебных последствиях водитель вмиг становился трезвенником?


Коллекция ошибок


Пьяных автомобилистов (если в ДТП нет пострадавших) у нас обычно наказывают рублем. Причем длинным. Если раньше нарушитель мог отделаться штрафом в десяток базовых величин, то теперь счет идет на сотни.


Есть ли эффект от экономических санкций? Не всегда. Взять хотя бы историю слесаря Дмитрия Забавского — вполне типичную, к слову. Первый раз он попался в 2008–м. Выпил и сел за руль КамАЗа. По приговору суда должен был выплатить 700.000 рублей. Прав слесаря лишили на три года.


Не помогло: деньги Забавский государству не вернул, а ровно через год снова отличился. На этот раз нарушителя остановили, когда пьяным он ехал на «шестерке» в магазин за добавкой. Теперь уже завели уголовное дело. Наказание серьезное: штраф — 7.350.000 рублей. Но и эту сумму Дмитрий Петрович не погасил. И на путь исправления не встал.


Последний эпизод из обширной коллекции ошибок датирован маем этого года. В гараже Забавский ремонтировал МАЗ. Работу окончил, пошел к озеру. Там как назло встретил знакомых. Налили... Потом слесарь вдруг решил проверить, как работает отремонтированный автомобиль, и повел здоровенный МАЗ по могилевской трассе, где и был остановлен сотрудниками ГАИ. На этот раз Забавского приговорили к году и шести месяцам «домашней химии», снова лишили прав (теперь уже на 5 лет)...


— На судах такие люди обычно говорят: не думал, не гадал, рассчитывал на авось, — комментирует старший помощник прокурора Минского района Лариса Довбнюк. — Абсолютно все обвиняемые панически боятся штрафов. Некоторые умоляют: вы мне лучше арест дайте, но не бейте по кошельку. Поэтому, считаю, экономический метод все–таки себя оправдал.


Увеличивать штрафы еще больше, думается, смысла нет — выплачивать не будут. А вот наказание для тех негодяев, по чьей вине в аварии погибли люди, ужесточить можно вполне. К примеру, увеличить максимальный срок лишения свободы — с 7 до 10 лет. В Верховном Суде такой вариант не исключают.


Другое дело, что «неосторожный» убийца, к коим причисляют виновников «пьяных» ДТП со смертельным исходом, как и любой другой преступник, о тяжести наказания задумывается лишь постфактум. После того как черное его дело сделано: машина перевернута, алкогольные пары выветрились, а погибших уже не вернуть.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter