Дома сбыта

Почему бытовая сфера на селе плавно перетекает в сферу торговую?
Почему бытовая сфера на селе плавно перетекает в сферу торговую?

Сотрудники Комитета госконтроля Гродненской области, посетив недавно предприятия бытового обслуживания Волковысского и Берестовицкого районов, за голову схватились: на большинстве проверенных сельских комплексных приемных пунктов висели внушительные замки. К примеру, из семи пунктов в Волковысском районе, которые посетили госконтролеры, пять в рабочее время были закрыты. В двух приемщики находились в очередных отпусках, еще в двух причин отсутствия сотрудников так никто объяснить и не смог. А в деревне Мочулино приемный пункт был закрыт из–за ремонта, хотя согласно документам должен работать еще с августа. Аналогичная ситуация в Берестовицком районе: из 10 комплексных пунктов приема половина была закрыта!

«Отправляя приемщиков в очередные отпуска, начальство районного предприятия бытового обслуживания могло бы побеспокоиться о заменах. Ведь никому же в голову не придет на месяц закрывать сельский магазин только из–за того, что продавщице пришло время отдохнуть! А почему бы к необходимости постоянного бытового обслуживания не отнестись так же серьезно?» — недоумевает начальник управления контроля потребительского рынка и сферы услуг областного Комитета госконтроля Александр Тарасевич.

Кстати, остаться без бытовых услуг можно не только в деревне, но и в крупном населенном пункте. Такая ситуация сложилась в городском поселке Красносельский Волковысского района, где живут почти 7,5 тысячи человек. Расположенный здесь Дом быта два года назад был продан частному предпринимателю с непременным условием: сохранять функции объекта и число рабочих мест в течение 5 лет. Но с мая этого года бизнесмен закрыл Дом быта на ремонт, даже не удосужившись уведомить районные власти. И в течение нескольких месяцев никто бытуслуги жителям Красносельского не оказывал.

Проанализировав ситуацию, специалисты госконтроля пришли к неутешительным выводам. Оказывается, почти 76 процентов услуг, оказанных в Берестовицком районе за 8 месяцев нынешнего года, — торговля готовыми швейными и трикотажными изделиями. Проще говоря, комплексные приемные пункты в основном работали, как магазины. Еще 8,7 процента услуг приходится на ритуальные — что ж, скорбно, но необходимо... А вот удельный вес ремонта обуви, одежды, фотоуслуг и проката в сумме не достиг и полутора процентов. В волковысском предприятии бытового обслуживания схожее положение. Доля реальных бытовых услуг чисто символическая, а лидирует опять же торговля.

Не стесняются работники «бытовых» предприятий и «забывать» официально оформлять заказы. Особенно здесь отличился волковысский Дом быта, где в мастерской по ремонту обуви было обнаружено 6 пар обуви, принятой без квитанций, а в трикотажном цехе — целый ассортимент верхней одежды, которую закройщица и портниха изготавливали и ремонтировали, «не успев» оформить как следует. Казалось бы, мелочь, но эти работники внесли свою лепту в то, чтобы Волковысский КБО по итогам полугодия понес 33 миллиона рублей убытков. Ликвидировать их пришлось за счет дотаций из областного и районного бюджетов.

...По результатам проверок КГК 14 человек были оштрафованы на общую сумму 561 тысяча рублей. В частности, и.о. директора берестовицкого предприятия заплатила 127,5 тысячи. Еще 16 человек, в том числе директора двух районных КБО, понесли дисциплинарную ответственность. Но будут ли сделаны должные выводы? И не превратятся ли окончательно быткомбинаты в этакие дома сбыта?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter