Дом окнами в сад

О пустующих домах в сельской глубинке

Недавно проезжал по родным местам в Щучинском районе. Между Новым Двором и Берштами есть деревушка Савичи. За околицей у самой дороги размещался магазин. Когда–то в нем выстраивались очереди, но в последние годы покупателей становилось все меньше. А несколько лет назад на дверях и вовсе повесили замок. Так и стояло сиротливо это большое кирпичное здание. Но теперь, проезжая это место, я не поверил своим глазам: меня встретил пустырь. Спросил у прохожего, куда девался магазин. Оказывается, рядом со зданием вырыли огромную яму, туда и ссунули бульдозером наспех разрушенные стены. Яму пригладили песком. Теперь там начинает расти трава. От увиденного и услышанного как–то грустно стало на душе...


Да что мне... Вот Анна Казимировна Нагорная из соседней деревни Ляховцы ходила в этот магазин за хлебом полвека, а теперь ждет у своей калитки автолавку. В Ляховцах, где почти 20 дворов, 82–летняя старушка живет одна. Держит небольшое хозяйство. Только скучно, ведь рядом никого нет. Остальные деревянные хаты в деревне пустуют. Есть среди них и добротные, но у многих уже покосились стены, где–то рухнула крыша, выбиты окна. Вровень с ветхими заборами вымахнули одичавшие сорняки...


И такая невеселая картина в сельской глубинке не редкость. Только в Гродненской области, по данным статистики, сегодня пустует более 25 тысяч домов, из них 7 тысяч — ветхих и 4 тысячи — в аварийном состоянии. И что делать с такой недвижимостью?


Несколько лет назад местные власти стали обследовать заброшенные хаты и ставить их на учет. Работа трудоемкая, быстро ее не сделаешь. Но процесс пошел, хотя пока и мелкими шагами. В специальный реестр уже внесено 970 пустующих домов. Но это еще полдела. Председатель Гродненского областного Совета депутатов Андрей Наумович убежден, что такие строения, и не только жилые, надо максимально возвращать к жизни. Так, почти 600 домов уже обрели новых хозяев. Теперь там живут семьи, которые до этого вообще не имели крыши над головой.


Но не все гладко в этом деле. С удивлением узнал, что зарегистрировать дом как пустующий совсем непросто. Мало того что для этого потребуется немало времени, так еще и дорого. Из–за нестыковок в законодательстве исполкомы сельских Советов вынуждены за оформление только одного дома заплатить почти полтора миллиона рублей. В копеечку вылетает и снос аварийного здания. Вдобавок еще нужно привести территорию в порядок. Где взять столь солидные суммы?


А ведь на пустующих домах можно неплохо зарабатывать. В Вороновском районе так и поступили. Там еще несколько лет назад к деревянным хатам, оставшимся без жильцов, стали присматриваться соседи–литовцы. Они выбирали здание покрепче, покупали его, а затем разбирали по бревнышку и увозили через границу. Все по закону. Через месяц–другой бывшая заброшенная хата, ставшая «иностранной», превращалась в хороший особняк с черепичной крышей, новыми окнами и покрашенными стенами. Чтобы литовскому хозяину построить такой дом с нуля, пришлось бы выложить сумму во много раз больше.


Выгодно всем. Но что тогда мешает продвигать «хатний» бизнес, причем вовсе не обязательно с иностранным уклоном? Такие дома ведь можно перевезти и у нас — в другое, более людное место или приспособить их под дачи.


Одна из главных проблем — волокита с оформлением документов. Представим ситуацию: хозяева дома умерли, но у них остались близкие родственники, которые живут далеко. Они бы и рады вступить в права наследования, но не каждый захочет месяцами дожидаться государственного оценщика здания и собирать многочисленные справки. К тому же они обойдутся в сумму, порой равную стоимости самого дома.


Получается хлопотно и дорого. Но как тогда быть с пустующими домами, которых с каждым годом становится все больше? Оставлять на произвол судьбы такие заброшенные деревни — значит не уважать свою малую родину и людей, которые там жили.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter